Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Организация обучения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

Для реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности нужны квалифицированные специалисты. Возникает потребность в новых специальностях. О проблемах кадрового обеспечения этой сферы, вопросах обучения, повышения квалификации и переподготовки мы беседуем с заместителем генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Зухрой Михайловной Гальпериной.

Зухра Михайловна Гальперина

— Зухра Михайловна, Правительство Российской Федерации проводит политику, направленную на энергосбережение и повышение энергоэффективности отечественной экономики. Для ее успешной реализации необходимы новые кадры, введение новых специальностей. Расскажите, каковы основные тенденции, касающиеся образования в данной области.

— Прежде чем говорить об обучении, следует вспомнить, с чего все начиналось. 23 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». А 27 декабря 2010 года была принята Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Приказом Минэнерго оперативное управление этой программой поручено Российскому энергетическому агентству (РЭА).

Согласно Госпрограмме, с 2011 по 2020 год обучение должны пройти не менее 450 тысяч специалистов, ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в федеральных и региональных органах исполнительной власти, организациях с участием государства и муниципальных образований, других организациях и учреждениях.

Законодательная база постоянно совершенствуется, появляются новые подзаконные акты и нормативные документы. Все это требует совершенствования и доработки существующих программ обучения. Они должны отражать основные положения Госпрограммы, ключевые положения законодательства, рекомендации по разработке и реализации региональных программ энергосбережения и программ организаций, содержать основные требования к энергетическому паспорту и порядку проведения энергетического обследования, основы энергетического менеджмента, организацию финансирования проектов в области энергосбережения…

— Как РЭА оценивает потребность в обучении в различных сферах деятельности?

— По оценке специалистов РЭА, потребность в обучении ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности по сферам деятельности распределяется следующим образом: большинство, а именно около 75 %, — это бюджетные учреждения, примерно 20 % — организации с участием государства и муниципальных образований, оставшиеся 5 % приходятся на органы федеральной и региональной власти.

Кроме того, стратегия энергосбережения и повышения энергоэффективности требует значительного количества высококвалифицированных специалистов и в других сферах, таких как энергетическое обследование, энергоменеджмент, энергосервис… Таким образом, организация и проведение обучения в сфере энергосбережения и энергоэффективности — актуальная задача.

— И каких результатов в обучении специалистов уже удалось достичь?

— В рамках Госпрограммы в ноябре 2011 года Министерство энергетики Российской Федерации провело конкурсы на оказание образовательных услуг по подготовке ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации. Начальная цена государственных контрактов — около 230 миллионов рублей.

По итогам реализованных образовательных мероприятий свыше 18 тысяч специалистов прошли подготовку по специальности «Ответственный за энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном учреждении». Обучение проходило в виде курсов повышения квалификации по 74 часовой программе в очно-заочной форме. Программа курсов была согласована с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации.

Квоты на обучение определялись пропорционально количеству бюджетных учреждений и муниципалитетов в каждом регионе (области, автономном округе). Образовательные мероприятия проводили учебные заведения, признанные победителями по итогам объявленных конкурсов.

— Помимо подготовки ответственных за энергосбережение какие направления обучения наиболее востребованы?

— На сегодняшний день востребованы: энергоаудит, энергетический менеджмент, разработка программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, организация финансирования и энергосервисная деятельность, использование вторичных источников энергии, инновации и технологии в энергосбережении. Все это — новые направления, поэтому для их эффективной реализации требуется разработать и внедрить профессиональные и образовательные стандарты и требования к учебным программам.

Работу в этой области ведут университеты, институты повышения квалификации и дополнительного образования, учебные центры. Образование в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является также одним из основных направлений деятельности Российского энергетического агентства.

— Расскажите о деятельности Российского энергетического агентства в области образования.

— С целью повышения уровня знаний в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Российское энергетическое агентство реализует комплексные образовательные мероприятия.

В рамках Госпрограммы Агентство оказывает информационно-консультационную помощь регионам и учебным заведениям.

Помимо содействия реализации Госпрограммы Агентство также проводит обучающие мероприятия на региональном и федеральном уровнях. У нас есть широкая сеть филиалов, которые находятся в 70 субъектах России. Ежегодно региональными подразделениями РЭА проводится более 100 образовательных мероприятий.

Среди участников мероприятий, организованных РЭА и региональными филиалами Агентства, — руководители, специалисты и ответственные за энергоэффективность промышленных предприятий (Philip Morris, ОАО «Вертолеты России», подразделений ОАО «Газпром», ООО ПО «Киришинефтеоргсинтез», ОАО «Куйбышевазот», ОАО «Сургутнефтегаз» и других), предприятий сетевого комплекса и энергоснабжающих организаций (ОАО «МРСК-Юга», ОАО «Мурманоблгаз», ЗАО «Промэнерго», МУП «Североморские теплосети», ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ОАО «Тюменьмежрайгаз» и других), транспортного сектора (Международный аэропорт «Краснодар», подразделений ОАО «РЖД»), а также представители региональных и муниципальных администраций, бюджетных организаций, ЖКХ. В период с 2010 по 2012 год нами было обучено более 20 тысяч человек.

Пройти обучение можно очно, посещая лекционные занятия, семинары и тренинги, или дистанционно — с помощью видеосеминаров и вебинаров.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про вебинары. Это ведь достаточно новое направление в технологии обучения?

— Да, совершенно верно. Вебинар — это разновидность интернет-конференции, проводимой в режиме реального времени. Чаще всего вебинар организован так, чтобы у слушателей была возможность, находясь в любой точке страны, получить дополнительные знания без отрыва от работы или основной учебы.

В рамках выполнения образовательных мероприятий Госпрограммы в декабре 2011 года Российское энергетическое агентство организовало вебинар по вопросам энергоменеджмента в бюджетной сфере с использованием международного опыта.

Вебинар состоял из 10 лекций, подготовленных российскими и зарубежными специалистами. Слушатели, успешно прошедшие тестирование по итогам вебинара, получили сертификаты системы добровольной сертификации «РосЭнергоСтандарт», подтверждающие компетенцию в области энергоменеджмента.

В ходе вебинара слушатели изучали действующие международные и национальные стандарты в области энергетического менеджмента, получали методические и практические знания, необходимые для организации и внедрения системы энергетического менеджмента в учреждениях бюджетной сферы.

— Сотрудничаете ли Вы с вузами и другими профильными организациями?

— Да, РЭА активно сотрудничает с государственным сектором, научным сообществом, различными компаниями и организациями.

Мы разрабатываем и совершенствуем программы обучения специалистов совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации.

Агентством заключен ряд соглашений о взаимодействии при проведении образовательных мероприятий с ведущими профильными вузами, институтами дополнительного образования в Москве и регионах РФ. Мы сотрудничаем с Корпоративным энергетическим университетом (г. Москва), Межрегиональной академией делового образования (г. Казань), Самарским государственным техническим университетом (г. Самара), Южным федеральным университетом (г. Ростов-на-Дону).

Также мы ведем совместную работу по организации обучающих процессов с рядом компаний, организаций и ведомств: с Комитетом по энергетике Государственной думы РФ, Торгово промышленной палатой Ленинградской области, компанией «АСТ-консалтинг» (г. Санкт-Петербург), Ассоциацией образовательных учреждений электроэнергетики (Краснодарский край) и другими.

Среди зарубежных партнеров РЭА Международное энергетическое агентство, Российско-датское энергетическое агентство, Немецкая академия менеджмента Нижней Саксонии, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), специалисты Программы развития ООН.

— Насколько мы поняли, система образования должна претерпеть некоторые изменения. Какие, на Ваш взгляд, первоочередные задачи нужно решить для ее дальнейшего развития и совершенствования?

— Переход образовательных учреждений в 2011 году на федеральные государственные образовательные стандарты определяет необходимость разработки и внедрения специальных стандартов и требований к программам обучения, направленных непосредственно на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Кроме того, нужно создать общественно-профессиональную систему аттестации и сертификации специалистов, аккредитации учебных центров и программ. Необходимо осуществить подготовку базовых учебных программ и курсов по основным направлениям энергосбережения для разных целевых групп. Важно развивать технологии дистанционного обучения как одного из наиболее перспективных направлений получения дополнительного образования. Одной из важнейших задач является развитие сотрудничества с международными образовательными организациями и учреждениями.

— Зухра Михайловна, куда могут обратиться читатели журнала «ЮНИДО в России», если у них появятся вопросы по обучению в области энергосбережения и энергоэффективности?

— Подробную информацию об образовании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности можно получить, обратившись к специалистам РЭА по адресу: edu@rosenergo.gov.ru. Наши эксперты ответят на все ваши вопросы.

Кроме того, рекомендую посетить образовательный портал http://gisee.ru/schools/, сопровождением которого занимается Российское энергетическое агентство. Портал является единой информационной базой обучения в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. На данный момент там размещено более 100 учебно-методических единиц, собрана информация по 170 учебным заведениям по всей России — вузам, ссузам, ИПК, учебным центрам, научным организациям. База портала включает в себя более 200 наименований учебной литературы. Специалисты РЭА ведут регулярную работу по актуализации и развитию ресурса.

Организация обучения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

Информация доступна для всех пользователей Интернета, как желающих пройти обучение, так и организующих этот процесс.

Автор

Гальперина З. М.

Гальперина З. М.

Заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.