озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
15 Декабря 2016
14 декабря в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялся круглый стол на тему «Парниковый эффект для экономики: первый год Парижского соглашения».
Как известно, 4 ноября 2016 г. Парижское соглашение по климату, пришедшее на смену Киотскому протоколу, официально вступило в силу. Несмотря на то, что Россия также подписала соглашение, её позиция остается неопределенной, т.к. соглашение еще не было ратифицировано Правительством РФ. В рамках круглого стола была поставлена цель проанализировать роль Парижского соглашения для России и социально-экономические последствия его ратификации. В круглом столе приняли участие представители государственной власти, частного сектора и науки, а также эксперты ЮНИДО. Модератором круглого стола выступил старший партнер McKinsey&Company Степан Солженицын.
В рамках круглого стола было проведено две сессии. Первая сессия была посвящена проблеме ратификации Россией Парижского соглашения. В частности, участники обсудили варианты ратификации соглашения, связанные с этим риски и возможности, а также перспективы изменения энергобаланса России. В ходе дискуссии сложилось два противоположных мнения. С одной стороны, ратификация Парижского соглашения представляется логически следующим за его подписанием шагом и несет в себе больше возможностей, нежели рисков, тем более учитывая тот факт, что соглашение не содержит принудительных мер, а лишь намечает цели и призывает страны-участницы ограничить выбросы парниковых газов. Отказ от ратификации, напротив, может, по мнению Ларисы Корепановой, заместителя директора департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды РФ, повлечь за собой потерю Россией политического имиджа, а также права голоса при принятии документов, регулирующих учет выбросов парниковых газов. С другой стороны, Парижское соглашение, чьи положения зачастую сформулированы в достаточно обобщенном виде, представляется неким «котом в мешке», как метко заметил руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко. Ратифицировав соглашение, Россия может в дальнейшем столкнуться с риском установления принудительных национальных квот на выбросы парниковых газов либо введения обязательного углеродного налога в пользу развивающихся стран, что повлечет за собой экономические убытки с российской стороны. В связи с этим России стоит прежде всесторонне проанализировать последствия ратификации Парижского соглашения.
Что касается сценариев изменения энергобаланса России в ближайшей и долгосрочной перспективах, большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что России стоит двигаться в направлении низкоуглеродного развития. Переход к низкоуглеродной экономике займет, по крайней мере, 10-15 лет и, несомненно, повлечет за собой определенные социальные и экономические издержки, связанные с сокращением угледобывающей отрасли. Несмотря на это, России необходимо принимать во внимание глобальные тренды, а именно постепенный переход ряда ведущих экономик на низкоуглеродное развитие и как следствие сокращение импорта российских угля и нефти. Как отметил руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Алексей Кокорин, вполне вероятно, что после 2030 г. произойдет уход от угля как глобального топлива; как следствие, монополия угледобывающих стран на углеводородное топливо, в том числе России, закончится. Таким образом, России следует сосредоточиться на изменении энергобаланса в пользу чистых источников энергии и сокращения выбросов парниковых газов, в том числе, за счет повышения энергоэффективности российской экономики.
В рамках второй сессии участникам было предложено обсудить ключевые проблемы и перспективы повышения энергоэффективности экономики, эффективного лесопользования и учета. Как отметил представитель Министерства экономического развития РФ, в сценариях сокращения выбросов парниковых газов более 70% предложенных мер являются мерами повышения энергоэффективности. При этом, это, как правило, рентабельные меры, не требующие дополнительные капиталовложения. Вместе с тем, по замечанию старшего директора ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Сергея Сиваева, зачастую собственники как промышленных, так и бюджетных объектов отказываются от принятия мер по повышению энергоэффективности, т.к. данная задача представляется слишком сложной, особенно, в условиях отсутствия у них знаний и опыта в данном вопросе. Более того, в России все еще не сформировалась система институтов, которые бы стимулировали усилия по сокращению выбросов парниковых газов и переходу на энергоэффективный режим функционирования. Подобным институтом мог бы стать находящийся сейчас в стадии разработки закон о создании системы мониторинга и учета выбросов парниковых газов.
В завершение участники круглого стола выразили надежду, что Россия примет правильное решение в отношении Парижского соглашения и сможет найти наиболее приемлемый вариант развития с учетом национальных социально-экономических особенностей.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.