озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Для решения двух основных глобальных экологических проблем — восстановления биологического разнообразия и противодействия изменению климата — в 1991 г. был создан ГЭФ. За прошедшие годы ГЭФ помог развивающимся странам организовать защиту 634 миллионов гектаров земли, что равно 60 % площади Европы. Иногда создание охраняемых территорий подвергалось критике, поскольку на этих территориях по определению запрещена добыча природных ресурсов. Тем не менее размеры территории, покрытой охраняемыми зонами, свидетельствуют, что данная концепция, реализуемая в разных формах, в сравнительно короткие сроки нашла поддержку практически у всех правительств, общественных организаций, местных и коренных сообществ. Охраняемые зоны стали источником сотен тысяч рабочих мест, повышая доход жителей развивающихся стран.
Но государственных денег для полного решения всех существующих проблем недостаточно. Я считаю, что нам следует задействовать наиболее мощную силу, обеспечивающую экономическое развитие общества, — частный сектор. Существует одна причина, по которой компании могут быть заинтересованы в сохранении биоразнообразия, — и это не благотворительность (которая, кстати, встречается довольно редко, поскольку безвозмездное распределение прибыли не входит в бизнес-план успешной компании). У всех компаний есть одна общая тенденция — инвестирование в развитие основной сферы деятельности. И именно здесь наши интересы пересекаются.
Руководители многих крупных и мелких предприятий пришли к осознанию того факта, что часть прибыли, получаемой их компаниями, зависит от сохранения биологического разнообразия. Рассмотрим, к примеру, компанию Walmart, корпорацию с крупнейшим в мире объемом прибыли. Ее возможности внедрения экологически безопасных принципов деятельности нельзя недооценивать, ведь эта компания инвестировала полмиллиарда долларов в проекты по устойчивому развитию, которые, к примеру, привели к успеху затеи с натуральным хлопком. Конечно, с первого взгляда можно удивиться тому факту, что Walmart — компания, бизнес-модель которой заключается в продаже по самым низким ценам, в настоящее время является крупнейшим в мире потребителем натурального хлопка. Это произошло за очень короткий период времени благодаря «эффекту резонанса» в цепочке поставок, которым может воспользоваться такая крупная компания, как Walmart. Компания также приняла на себя обязательство по покупке к 2011 году всей рыбы, поставляемой на рынок США рыболовными компаниями, сертифицированными Морским попечительским советом. Подобные решения не принимаются только на основе корпоративных принципов социальной ответственности. Способствуя устойчивому развитию, Walmart заботится о своих доходах.
Почему ГЭФ заинтересован в расширении участия в государственно-частных партнерствах? Потому что переход к экологически безопасным методам работы имеет некоторые непредвиденные последствия, в частности, для людей из стран, больше всего нуждающихся в помощи со стороны ГЭФ. Когда Walmart вводит требования соблюдения принципов устойчивого развития для отслеживания происхождения рыбы, поставляемой в свои магазины, это особенно сильно сказывается на малообеспеченном населении и компаниях с малой капитализацией. В результате они вынуждены либо использовать экологически небезопасные методы работы, либо вообще уйти с рынка.
ГЭФ также заинтересован в содействии открытию новых рынков товаров высшей категории для реализации продукции, произведенной в развивающихся странах с применением принципов устойчивого развития. Содействие будет оказываться в виде разделения первоначальных затрат при открытии нового предприятия или предоставления гарантий для снижения рисков. У нас есть примеры и с другой стороны спектра — ГЭФ в сотрудничестве с Всемирным банком занимался выявлением по всему миру и поощрением десятков малых предприятий, использующих экологически безопасные принципы работы. Эта работа велась в рамках Инициативы «Рынок развития» при участии Программы малых грантов, на реализацию которой ежегодно выделяется 50 миллионов долларов США.
Таковы стратегические цели ГЭФ, и мы постоянно ищем наиболее перспективные виды взаимозависимости между успехом в бизнесе и поддержкой биологического разнообразия.
В прошлом году ГЭФ совместно с Всемирным банком, Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и компанией «Нокия» запустил программу «СОС» («Спасите наши виды»). Для ее реализации мы намерены за 5 лет собрать 30 миллионов долларов США. Мы очень надеемся, что эта программа станет одним из универсальных фондов для защиты видов, находящихся на грани исчезновения, по всему миру. Что более важно: мы очень надеемся на активное участие в этой работе крупных компаний со всего мира. Их привлечение позволит не только получить дополнительные ресурсы, но и более активно пропагандировать сохранение биоразнообразия через каналы взаимодействия этих компаний с обществом. Первоначальное финансовое обязательство ГЭФ и Всемирного банка дает некоторые гарантии и, как мы надеемся, привлечет к участию в проекте крупные корпорации, в том числе и компании, использующие информацию о видах, находящихся под угрозой исчезновения, в маркетинге, например в логотипах или в образе продукции. Эти меры станут дополнением к тому, чем ГЭФ занимается уже сегодня, инвестируя почти 50 миллионов долларов в защиту исчезающих видов. Мы надеемся, что программа «СОС» расширится до масштабов других наших инвестиций и станет действительно международным фондом.
Этими примерами и другими инициативами мы показываем, что для частного сектора имеются огромные возможности в сфере сохранения биологического разнообразия. Биологическое разнообразие постепенно уменьшается. Это плохо. Но предложение определяет ценность. Ценность привлекает инвестиции. Сегодня можно сказать, что значительная часть прибыли от инвестиций в данной сфере будет получена нашими детьми и внуками. И мы приложим все усилия, чтобы обеспечить им эту возможность.
© 2010 - 2025, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.