озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Арктика — один из немногих регионов мира, практически не тронутых деятельностью человека. Но сегодня над хрупкой полярной экосистемой и проживающими в этом регионе биологическими видами нависла угроза. Экологические проблемы Арктики имеют как местное, так и глобальное происхождение. Среди причин их возникновения: трансграничное загрязнение, нерациональные вылов рыбы и эксплуатация биологического разнообразия, фрагментация ландшафтов и деградация экосистем.
Страны арктического региона проявляют возрастающий интерес к более интенсивному освоению природных богатств Арктики, но при этом очень мало внимания уделяют экологическим проблемам и рациональности использования ресурсов.
Изменение климата, выражающееся в повышении температуры морской воды и сокращении ледяного покрова, фактически открывает новые возможности для развития рыболовства, расширения добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. Эта деятельность требует создания соответствующей инфраструктуры.
Часть проблем российской Арктики может быть решена при содействии других стран региона. Решение других может потребовать оказания поддержки коренному населению Севера.
Основную угрозу арктическим экосистемам создает возрастающая потребность мировой экономики в природных ресурсах, особенно — в углеводородах. На этот регион, по данным Геологической службы США за 2008 год, приходится около 22 % неразведанных, технически поддающихся извлечению ресурсов планеты: около 13 % запасов нефти, 30 % — природного газа, 20 % — газоконденсата.
Площадь арктической зоны Российской Федерации составляет более 6 миллионов квадратных километров, в том числе более 3 миллионов квадратных километров морских территорий. Сухопутная часть российской Арктики составляет примерно 18 % всей территории РФ. При этом в регионе проживает менее 1 % от общей численности населения России, из них около 140 000 человек — представители шестнадцати малых народов Севера. Арктика очень важна для сбережения стабильного климата планеты, глобального баланса углерода и сохранения этнического и культурного разнообразия. Она также служит источником природных ресурсов для народов Севера.
Всего 5 % территории российской Арктики приходится на охраняемые зоны. Это существенно меньше, чем в других странах региона. Промышленное производство в этих местах представлено добывающими и металлообрабатывающими предприятиями, на которых применяются устаревшие технологии и методы. Устойчивое экономическое развитие региона сдерживается слаборазвитой и углеродоемкой энергетической инфраструктурой, состоящей из энергетических станций, производственных и транспортных предприятий, а также игнорированием экологически безопасных технологий.
ГЭФ уже помогал Российской Федерации в тестировании и реализации комплексной модели природопользования по трем направлениям в рамках проекта «Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментации биотипов на трех выбранных модельных территориях российской Арктики» (ЭКОРА). Проектом предусмотрен ряд мероприятий, в числе которых: оценка социоэкономических ресурсов, специализированные программы обучения, развитие законодательного, административного и институционального потенциала, конкретные меры, направленные на сохранение мест обитания, а также пробные мероприятия по испытанию комплексного экосистемного подхода к сохранению биоразнообразия и рациональному природопользованию. В проекте предусмотрены одобренные комплексные стратегии работы с экосистемами и планы действий в трех выбранных модельных территориях российской Арктики, учитывается необходимость сохранения целостности некоторых еще нетронутых территорий, а также среды обитания коренного и местного населения.
ГЭФ также оказал коренному населению российской Арктики помощь в управлении рисками, связанными с загрязняющими веществами, представляющими опасность для здоровья жителей, путем демонстрационного проекта в рамках реализации «Стратегической программы мероприятий по защите окружающей среды арктической зоны РФ» по направлению традиционных методов природопользования.
Недавно по согласованию с Секретариатом ГЭФ и организациями Фонда в России началась подготовка к получению в рамках ГЭФ 5 финансирования новой программы — «Партнерство по устойчивому природопользованию в Арктике» («Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»). Программа нацелена на изменение существующей практики природопользования в регионе посредством ряда целевых проектов, позволяющих реализовать определенные выгоды как в национальном, так и в международном масштабе. Планируется, что программа примет форму партнерства между российским правительством и ГЭФ и будет реализовываться через организации ООН и банки, участвующие в многосторонних договорах. Программа разрабатывается как междисциплинарная инициатива и предполагает мероприятия по сокращению объема выбросов парниковых газов и сажи за счет внедрения экологически безопасных методов производства и использования возобновляемых источников энергии, сокращения и контроля трансграничного загрязнения, сохранения биологического разнообразия. В программу также входит распространение полученного опыта адаптации к изменению климата в наиболее уязвимых секторах экономики российской Арктики.
Кроме того, она предполагает сотрудничество с Арктическим советом и его рабочими группами, Экологической финансовой корпорацией Северной Европы (НЕФКО), отраслевыми министерствами, администрациями округов и городов — Мурманска, Архангельска, Нарьян-Мара, Якутска и Анадыря. Особенностью программы является то, что ее реализация зависит от государственно-частного партнерства с участием крупнейших российских промышленных и энергетических компаний: «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Норильского никеля», а также финансовых организаций (Внешэкономбанка, Сбербанка и других). Результаты и опыт, полученные при реализации программы, будут иметь долгосрочные последствия для защиты окружающей среды не только арктического региона, но и России в целом. Без поддержки и инициативы ГЭФ существующие сегодня возможности могут быть упущены, а наработанный опыт может остаться необобщенным и, как следствие, неиспользованным.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.