озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
ЮНИДО, которая занимается содействием промышленному развитию небогатых стран, — одна из наиболее влиятельных международных организаций системы ООН. В ее состав входит 171 государство. В силу своего технического характера организация демонстрирует устойчивость и способность к развитию даже в наши политически турбулентные времена. Бюджет ЮНИДО формируется преимущественно из добровольных взносов государств-членов. Россия — одна из ведущих стран-доноров: начиная с 2009 года РФ выделяет в порядке добровольного взноса в бюджет организации 2,6 млн долларов ежегодно. Деньги расходуются на передачу технологий и привлечение инвестиций, обучение специалистов, создание экспертной базы в области статистики, развитие агропромышленного комплекса, утилизацию промышленных отходов и развитие экологически чистого производства.
Владимир Иванович Воронков, Постоянный представитель России при международных организациях в Вене, Посол
С подписанием 29 мая 2014 года Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проектная деятельность России в рамках ЮНИДО приобрела принципиально новую направленность. Средства российского добровольного взноса решено направлять на проекты, направленные на рост промышленного развития как стран, уже подписавших договор о ЕАЭС, так и государств, поставивших перед собой цель войти в этот амбициозный союз. По сути дела, меняются акценты нашей проектной деятельности в ЮНИДО: речь идет в первую очередь о предвступительном содействии будущим странам-членам ЕАЭС, в частности об Армении и Киргизии. В перспективе планируем охватить нашей проектной деятельностью и Таджикистан.
Такая проектная деятельность в рамках ЮНИДО представляется весьма перспективной. Рассмотрим это на примере Киргизии и Армении.
Киргызская Республика после распада СССР пережила ряд политических и экономических потрясений.
В стране ощущается серьезная нехватка жилья и острая необходимость в восстановлении ирригационной системы. Решение этих проблем значительно осложняется частыми землетрясениями, оползнями, сильными снегопадами и наводнениями. Дефицит недорогих строительных материалов снижает доступность жилья, а также не позволяет проводить своевременную реконструкцию и ремонт оросительных каналов. Для преодоления неблагоприятной ситуации ЮНИДО прорабатывает проект «Развитие производства экономически эффективных строительных материалов в Кыргызской Республике с целью создания рабочих мест и поддержки предпринимательской деятельности».
Аналогичные проекты способствовали решению проблем доступности жилья для населения с низкими доходами в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Проект направлен на содействие передаче технологий и ноу-хау для производства доступных строительных материалов, что приведет к модернизации национальных предприятий и повышению качества производимой ими продукции.
Он также будет способствовать реализации Национальной стратегии устойчивого развития Киргызской Республики на период 2013–2017, программы «Доступное жилье в Киргызской Республике» на 2012–2014 годы и Среднесрочной программы развития Киргызской Республики на 2012–2014 годы. Технологии и ноу-хау, внедренные в рамках проекта, будут адаптированы местными производителями для жилищного строительства, а также для реабилитации ирригационных систем в Киргызской Республике.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов:
1. Разработка подробного технико-экономического обоснования, которое будет включать в себя анализ имеющихся ресурсов и потребностей страны, а также ноу-хау и технологий для производства экономичных строительных материалов. Технико-экономическое обоснование представит рекомендации по конкретным проектным мероприятиям с учетом потребностей страны, а также технические требования в области жилищного строительства и восстановления ирригационных систем на основе доступного экологически чистого сырья. Особое внимание будет уделено продвижению экологически чистых технологий производства, а также мер, направленных на создание рабочих мест в децентрализованных районах. На этом этапе будет применена база данных ЮНИДО по имеющимся технологиям производства строительных материалов.
2. Полевые испытания, адаптация оборудования к местным условиям и демонстрация простого в эксплуатации производственного оборудования для изготовления экономичных строительных материалов и компонентов. Тестирование и адаптация оборудования на месте послужат гарантией того, что технологии, переданные в рамках проекта, будут соответствовать потребностям конечных пользователей. Эти технологии предоставят более доступную альтернативу импортным строительным материалам и будут применяться строительной отраслью Киргызской Республики.
3. Передача ноу-хау и технологий местным производителям для массового производства путем подготовки местных инженеров, квалифицированных и малоквалифицированных работников, предпринимателей и строительных инспекторов из Киргызской Республики. Обучение позволит повысить квалификацию местной рабочей силы. Работники, прошедшие обучение, получат необходимые навыки для эксплуатации оборудования. Так как данное техническое оборудование довольно просто в эксплуатации, а производственный цикл — трудоемкий, передача технологий уменьшит стоимость жилья и создаст предпосылки для количественного увеличения рабочих мест.
4. Строительство нескольких демонстрационных домов и пилотное восстановление объектов ирригационной системы с использованием вышеупомянутых строительных технологий, машин и методов производства. Демонстрационные объекты также будут использованы во время тренингов для апробации и демонстрации различных технологий и методик.
5. Распространение передового опыта, полученного в ходе проекта, посредством разработки рекламных материалов и организации информационных мероприятий. Кампания будет активно привлекать специалистов, технологов и предпринимателей для дальнейшего продвижения партнерских отношений в промышленном секторе страны.
В отношении Армении хотелось бы отметить следующее. В число 11 стратегических экспортно-ориентированных отраслей национальной экономики Республики Армения входит текстильная и швейная промышленность. В советское время данная отрасль была одной из наиболее развитых в республике, обеспечивала высокую занятость, в частности, среди женщин, а также выступала одним из основных поставщиков готовой одежды для региона. Однако в настоящее время малые и средние предприятия отрасли функционируют не на полную мощность, а их продукция уступает по качеству и привлекательности импортным аналогам.
Существует значительный потенциал для возрождения текстильной и швейной промышленности Армении, и правительство страны уделяет особое внимание повышению производительности и конкурентоспособности предприятий отрасли в целях сохранения существующих и создания новых рабочих мест, увеличению добавочной стоимости и экспортного потенциала. Этого можно достичь за счет эффективного использования традиционных связей и сравнительных преимуществ отрасли, как в странах Таможенного союза, так и на международной арене.
ЮНИДО в сотрудничестве с национальными партнерами окажет содействие в реализации «Государственной стратегии развития экспортно-ориентированных отраслей» и, в частности, «Стратегии развития текстильной и швейной промышленности», посредством повышения производительности, конкурентоспособности и экспортного потенциала местных производителей. Цель проекта — расширение местного, регионального и международного рынка сбыта для текстильной и швейной отрасли Армении. В частности, проект предусматривает усовершенствование технических возможностей и внедрение инновационных решений в дизайне и моделировании готовой продукции, содействие в установлении деловых контактов и сотрудничества для повышения эффективности всех составляющих цепочки добавленной стоимости. Особое внимание будет уделено выявлению новых нетрадиционных рынков сбыта и удовлетворению спроса с учетом требований по количеству и качеству товаров.
Вклад ЮНИДО в реализацию проекта будет состоять в передаче технических знаний и опыта, накопленного в ходе осуществления сходных проектов в странах Азии, Латинской Америки и Южного Средиземноморья. Данный опыт основывается на проектах по модернизации цепочек добавленной стоимости текстильной продукции — от обработки сырья до производства текстиля и готовой одежды с обеспечением их последующего выхода на международные рынки сбыта.
Роль Таджикистана в становлении стабильной экономической и политической ситуации в регионе Центральной Азии трудно переоценить. Соседство с неспокойным Афганистаном и демографический бум в самой стране требуют усиленного внимания к социально-экономическому развитию и укреплению интеграционных возможностей с нашими таджикскими партнерами.
В настоящее время Российская Сторона рассматривает варианты финансирования проектной деятельности ЮНИДО в Таджикистане в различных областях. Речь прежде всего идет о модернизации и наращивании потенциала одной из традиционных отраслей промышленности страны — ковроткачестве. На сегодняшний день эта отрасль народного хозяйства Таджикистана испытывает серьезные трудности в связи с фактическим отсутствием в последние двадцать лет какого-либо процесса модернизации. В плане поддержки таджикских властей ЮНИДО могла бы оказать содействие во внедрении современных технологий, дополнительной механизации производственных циклов и сокращении издержек, увеличении спектра выпускаемой продукции и разработки новой маркетинговой программы для ее продвижения.
Кроме того, возможно подключение России с использованием потенциала ЮНИДО к финансированию создания в нескольких районах Таджикистана цепочки производства, упаковки, транспортировки и вывода на рынок плодоовощной продукции, а также внедрения современных технологий, модернизации действующих перерабатывающей и складской инфраструктуры, а также обучения фермеров и специалистов.
Мы рассчитываем, что данные проекты в Таджикистане Россия сможет осуществлять совместно с нашими партнерами — странами-донорами ЮНИДО. Это привлекло бы дополнительные средства, сделало проекты более масштабными, тем самым способствовало укреплению социально-экономической стабильности как в самом Таджикистане, так и в целом в регионе Центральной Азии.
Владимир Иванович Воронков,
Постоянный представитель России при международных организациях в Вене, Посол
Автор
Постоянный представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене, Посол
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.