озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
С 2010 года в России реализуется проект, одним из главных итогов которого должно стать значительное снижение парниковых выбросов.
«Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности» — полномасштабный проект Глобального экологического фонда (ГЭФ), реализуемый в рамках направления «Изменение климата». В роли исполнительных агентств выступают Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Интересы Российской Федерации, как бенефициария проекта, представляет Российское энергетическое агентство (РЭА).
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих показателей:
В рамках проекта планируется оказывать содействие в разработке и адаптации политических и рыночных инструментов обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности промышленности с учетом текущей ситуации, действующего Федерального закона № 261-ФЗ и другой нормативно-правовой базы.
Для достижения поставленных целей проектная деятельность разделена на 4 направления (компонента):
Ключевыми мероприятиями компонентов, касающихся повышения энергоэффективности промышленных предприятий, станут внедрение и освоение систем энергоменеджмента (СЭМ), соответствующих стандарту ISO 50001. Внедрение СЭМ — основа системной оптимизации энергообеспечения и энергопотребления предприятия, результаты которой лягут в основу инвестиционных планов по технологической модернизации производства.
Согласно имеющемуся мировому опыту достичь существенных результатов в энергосбережении и повышении энергоэффективности в целом возможно посредством целевых соглашений (долговременные добровольные соглашения, Long-term Voluntary Agreements) правительства с компаниями промышленного сектора. Опыт внедрения систем энергоменеджмента должен послужить основой как для налаживания широкой практики заключения таких соглашений, так и для введения национального стандарта энергоменеджмента, совместимого с ISO 50001.
Разработка такого стандарта, а также пакета нормативно-правовых и организационных мероприятий, необходимых для его продвижения, составляет содержание компонента «Поддержка государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности». Адаптация стандарта ISO 50001 проложит путь развитию долгосрочных целевых соглашений с промышленностью. Кроме того, компонент предусматривает выявление и применение других хорошо себя зарекомендовавших в мировой практике инструментов повышения действенности государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Основа инвестиционной фазы проекта — разработанная ЕБРР инновационная кредитная линия RUSEFF (Российская программа финансирования устойчивой энергетики). В рамках программы (общий объем которой составляет 300 млн долларов США) ЕБРР предоставляет кредиты российским банкам-партнерам, а те, в свою очередь, кредитуют заемными средствами проекты в области энергоэффективности (на сумму до 6,5 млн долларов США). Программа также включает в себя оказание банкам-партнерам и предприятиям-заемщикам технической поддержки при разработке и финансировании соответствующих проектов. Гранты на техническую поддержку предоставляются Специальным фондом учредителей ЕБРР и правительства Германии.
Существенный вклад в решение проблемы изменения климата будет сделан только в том случае, если предпринятые действия получат дальнейшее развитие и распространение. Данный проект может и должен сыграть роль катализатора устойчивого процесса повышения энергоэффективности российской промышленности. С этой точки зрения главными итогами проекта должны стать, во первых, повышение результативности и эффективности финансируемого посредством кредитных линий портфеля проектов и, во вторых, развитие собственных возможностей правительства и промышленности для масштабирования достигнутых результатов, распространения их по окончании срока проекта и достижения существенных рыночных изменений.
Данный компонент включает в себя работы, необходимые для начала проектной деятельности по другим компонентам. Он предполагает решение следующих задач:
Рабочий момент семинара-тренинга ЮНИДО по внедрению системы энергоменеджмента. Слева – международный эксперт ЮНИДО Ричард Моррисон, справа – российский участник семинара
Полный комплект материалов для тренингов и семинаров должен включать в себя руководство для организатора тренинга (тренера), широкий набор презентационных слайдов и пособия как по системам энергоменеджмента и стандарту ISO 50001, так и по отдельным технологическим системам производства, оптимизация которых может дать существенный энергосберегающий эффект. Все материалы переводятся на русский язык и адаптируются к российским условиям. В рамках адаптации создается библиотека российских оптимизационных решений.
Для решения задачи подготовки российских консультантов-тренеров международная группа экспертов ЮНИДО проводит специализированные углубленные тренинги, в ходе которых квалификация российских специалистов повышается до уровня, на котором они смогут выступать консультантами и сами проводить тренинги по разработке и внедрению систем энергоменеджмента и системной оптимизации. Подготовленные консультанты-тренеры должны стать опорой национального практического опыта и способствовать мультипликативному эффекту проекта.
Целью является обучение не менее 20 российских экспертов системам энергоменеджмента и 100 человек — методам оптимизации таких систем энергохозяйства предприятия, как насосные системы, вентиляционные системы, системы электропривода, паровые системы, системы подачи сжатого воздуха и теплотехнические системы.
Специализированные углубленные тренинги дополняются менее интенсивными ознакомительными семинарами для более массовой аудитории.
Пройдя обучение в рамках программы «Тренинг тренеров», национальные эксперты (консультанты тренеры) по энергоменеджменту, смогут:
Программа тренинга по системам энергоменеджмента для руководства и сотрудников промышленных предприятий включает в себя три части:
Освоение методики разработки и внедрения системы энергоменеджмента может быть скомбинировано с проведением энергоаудита и внедрением энергоменеджмента на предприятиях — участниках проекта.
В ходе тренинга, проводимого международными экспертами, используются онлайновые средства ЮНИДО (библиотека базовой системной оптимизации), спроектированные для поддержки национальных экспертов и их промышленных потребителей.
По окончании тренинга эти специалисты будут способны:
Техническая поддержка российских банков и подготовка их сотрудников по вопросам кредитования проектов повышения энергоэффективности предприятий включает в себя полностью финансируемую ЕБРР подготовку банков —участников кредитной программы RUSEFF. Маркетинговая и образовательно-информационная кампания, проведенная через банки, поможет увеличить спрос на получение энергоэффективных кредитов и инициирует создание устойчивого рынка финансирования проектов повышения энергоэффективности. Техническая помощь также будет оказываться банкам-участникам при подготовке финансирования проектов, связанных с углеродными выбросами. Банки смогут наладить собственную экспертизу оценки рисков и кредитоспособности клиентов. Выбранный подход является одним из вариантов сочетания «обучения на рабочем месте» и семинаров.
Основным направлением информационной кампании является распространение с помощью широкого круга СМИ информации о системах энергоменеджмента и приносимой ими пользе. Целевой аудиторией данной кампании являются промышленные предприятия, органы исполнительной власти, некоммерческие организации, ведущие соответствующую деятельность, а также вузы.
Существенную роль в успехе проекта должны сыграть разработка и запуск веб-сайта (на русском и английском языках). Сайт содержит описание проекта и информацию о ходе его реализации, сведения о практической деятельности и сервисных услугах в сфере энергоэффективности, формах поддержки отдельных мероприятий и программ повышения энергоэффективности, кредитных линиях. Кроме того, с помощью сайта участники проекта получают доступ к базам данных по энергоэффективному оборудованию, различным мерам повышения энергоэффективности, а также онлайновые инструменты для внедрения системы энергоменеджмента на предприятиях. Наконец, важная часть сайта — онлайн-форум для менеджеров и технических специалистов участвующих компаний и организаций, который в перспективе может быть преобразован в пиринговую сеть, позволяющую обеспечить более углубленный обмен информацией между промышленными компаниями и другими организациями.
На момент начала реализации проекта системы энергоменеджмента вообще и системы, соответствующие стандарту ISO 50001, оставались сравнительно редким явлением даже на крупных российских предприятиях. Некоторые крупные предприятия и холдинговые компании еще на подготовительном этапе проекта выразили готовность участвовать в пилотной программе, спонсируемой ГЭФ. Информационная кампания в промышленных секторах, дополненная семинарами для руководителей, призвана увеличить это число. Основное внимание при этом сосредоточено на таких отраслях, как черная металлургия, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, производство цемента и машиностроение.
Проект предполагает проведение полного цикла работ по программе повышения энергоэффективности на 10 крупных предприятиях. Ключевое мероприятие упомянутой программы — внедрение системы энергоменеджмента.
Как показывает практика, это далеко не легкая задача, в связи с чем может быть полезен поэтапный подход. Так, в достаточно успешном опыте датской политики целевых долгосрочных соглашений между бизнесом и правительством различают базовую систему энергоменеджмента, которая является необходимым условием на первом этапе, и полную систему, которая должна быть внедрена на предприятии по истечении 3 лет участия в программе. Базовая система энергоменеджмента предполагает вовлечение руководства, планирование, распределение ресурсов и ответственности, мониторинг, разработку и ведение базовой документации системы энергоменеджмента, оценку качества выполнения. В полной системе энергоменеджмента к этому добавляются расширенное обсуждение и тренинги, аудиты, расширенный мониторинг и обзоры (отчеты), индикаторы качества энергообеспечения и энергопотребления.
Основные задачи данного компонента проекта:
Общий тренинг для предприятий по системе энергоменеджмента проводится международной командой экспертов совместно с обученными национальными экспертами для сотрудников примерно 50 предприятий из различных отраслей промышленности по всей России.
Для руководителей высшего уровня (два человека от каждого предприятия, например, генеральный директор и главный инженер) организуется краткий ознакомительный семинар о преимуществах системы энергоменеджмента по стандарту ISO 50001. Число участников таких семинаров должно быть по возможности максимальным.
Десять предприятий, отобранных для полномасштабного участия, подписывают Меморандум о взаимопонимании с ЕБРР/ЮНИДО, где четко определена поддержка, которую получит компания в ходе реализации проекта, а также обязательства (направление сотрудников для участия в тренингах, условия для обучения по месту работы, участие в бенчмаркинге (сравнительном анализе) и в деятельности по распространению информации и опыта). Помимо Меморандума должно быть подписано соглашение о конфиденциальности, гарантирующее предприятиям защиту их коммерческой информации.
Предполагается, что после проведения первых ознакомительных семинаров для руководителей другие крупные предприятия проявят интерес к системе энергоменеджмента и системной оптимизации. Данные предприятия получат общий аудиторный тренинг по системе энергоменеджмента и системной оптимизации, а также смогут получить консультации по телефону или электронной почте. Они также смогут участвовать в пиринговой сети веб-сайта. Данной формой обучения предполагается охватить еще 20 предприятий.
Для проведения тренинга по энергоменеджменту на местах руководители 10 основных крупных предприятий — участников проекта назначают сотрудников, ответственных за внедрение системы энергоменеджмента.
Первая двухдневная сессия тренинга посвящена циклу «Plan-Do-Check-Act», принятому во всех совместимых с ISO системах энергоменеджмента. Участники получат подготовку по вопросам разработки эффективной энергетической политики, постановки целей и формулирования задач, выбора индикаторов энергоэффективности, идентификации наиболее существенных потребителей энергии и возможностей для улучшения. Также будет уделено внимание внутреннему аудиту и интеграции системы энергоменеджмента в существующие системы управления, отвечающие организационным стандартам ISO 9001 и 14001.
Десять основных участвующих в проекте компаний, отправивших своих представителей на двухдневный тренинг, получат всестороннюю поддержку от национальных и международных экспертов. Поддержка на местах включает в себя помощь в разработке процедур, инструкций, а также подготовке инвестиционных предложений. Особое внимание будет уделено подготовке и внедрению руководств для операторов, другой необходимой документации.
Каждое участвующее в проекте предприятие должно представлять ежегодный отчет о реализации системы энергоменеджмента, а по окончании срока действия программы подготовить полный управленческий обзор, включающий результаты улучшения системы.
На каждом из предприятий-участников проводится энергоаудит, необходимый для разработки и реализации системы энергоменеджмента, системной оптимизации и дальнейших улучшений в области энергоэффективности.
Эксперты-консультанты, привлеченные для аудита, уделяют основное внимание технологиям производства продукции, а также вспомогательным службам, возможностям генерации энергии на местах и практике управления энергопотреблением.
Консультанты анализируют и оценивают энергопотребление выбранных технологических процессов, основываясь на существующих данных и/или, при необходимости, на дополнительных измерениях. Особое внимание уделяется тем местам, в которых может быть достигнута существенная экономия. Результат работы консультантов — отчет, содержащий анализ использования энергии на предприятиях, индикаторы для бенчмаркинга, предложения по приоритетам потенциальных инвестиций в энергосбережение.
Для основных участников проекта проводятся углубленные тренинги на местах по методам и средствам системной оптимизации.
Несколько десятков специалистов пройдут двухдневные технические тренинги по системной оптимизации для каждой из систем. Столько же обучаются использованию онлайновых инструментов ЮНИДО, разработанных в рамках компонента «Развитие методического, информационного и кадрового обеспечения».
Во время семинара-тренинга ЮНИДО по внедрению системы энергоменеджмента
Национальные эксперты продолжат оказывать специализированную поддержку предприятиям в разработке предложений по системной оптимизации на всем протяжении программы.
Помимо основных участников еще 20 компаний могут пройти общий аудиторный курс обучения системной оптимизации в течение 6 трехдневных семинаров для почти 100 своих сотрудников. Они также получат дальнейшую поддержку при проведении оценки систем оптимизации, которая однако будет менее полной, чем для основных участников.
Российскими экспертами совместно с сотрудниками предприятий будут разработаны проекты системной оптимизации для каждого предприятия, которые станут частью инвестиционных планов повышения энергоэффективности предприятий. Для каждого такого проекта будет выполнен полный технический, экономический и финансовый анализ, с тем чтобы план инвестиций мог быть одобрен руководством и обсужден с ЕБРР и другими финансовыми организациями. Инвестиционный план включает в себя следующие элементы:
Мировой опыт показывает, что компании не всегда готовы инвестировать в энергоэффективность, даже если такие инвестиции экономически обоснованы. Для преодоления этого потенциального барьера компаниям может быть предложена субсидия в размере до 25 % на приобретение и установку необходимого для системы энергоменеджмента оборудования и программного обеспечения. Она будет увязываться с подачей разработанного компанией в ходе реализации программы инвестиционного плана для получения кредита из кредитной линии ЕБРР и российских банков на повышение энергоэффективности.
В результате рассмотренной выше деятельности на предприятиях будет не только проведена системная оптимизация, но и оформлены документально 20 – 30 демонстрационных примеров (case studies), иллюстрирующих финансово привлекательные инвестиции в улучшение энергоэффективности. Все эти примеры будут использоваться в мероприятиях по распространению опыта, направляться в промышленные ассоциации, продвигаться через сайт проекта и тренинги.
В президиуме семинара-тренинга: (слева направо) Марко Маттейни, сотрудник штаб-квартиры ЮНИДО; Ричард Моррисон, международный эксперт ЮНИДО; Сергей Коротков, директор Центра ЮНИДО в России; Михаил Дубов, координатор проекта
В рамках проведения тренингов для менеджеров и инженеров крупных предприятий — участников проекта имеется возможность создания пиринговой сети между участниками тренингов. Для этого может быть использован веб-сайт проекта, регулярно обновляющий свое содержание и информацию о прогрессе участвующих компаний и стимулирующий профессиональное обсуждение и информационный обмен. В ходе функционирования эта сеть может быть развернута в сеть обмена знаниями. Это сети, которые сконцентрированы вокруг информационного обмена в отношении различных передовых технологий и решений. Их участниками могут быть представители промышленности, производителей оборудования, научно-исследовательских институтов/университетов и профессионалы из области энергетики. Будут приложены усилия к тому, чтобы включить эти сети в деятельность ведущих ассоциаций бизнеса и обеспечить тем самым долговременные основания для функционирования сети.
В целях развития рынка энергоэффективного оборудования предполагается вовлечение в проект его производителей и поставщиков. Для них проводятся семинары, специализированные по видам систем (двигатели, насосы, компрессоры, вентиляция, паровые системы, системы обогрева). В целом планируется охватить до 40 российских производителей и поставщиков оборудования.
Согласно имеющимся оценкам, на долю малых и средних предприятий (МСП) в России приходится до половины всего потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности. В то же время малый и средний бизнес требует иного подхода, чем крупные предприятия и компании. В частности, небольшие предприятия часто не имеют возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять системы энергоменеджмента, а имеющиеся готовые решения требуют корректировки с учетом масштабов производства и используемых технологий.
Компонент «Повышение энергоэффективности малых и средних предприятий» направлен на решение следующих задач:
Участники проекта будут отбираться преимущественно из энергоемких отраслей, таких как пищевая промышленность, литейное производство, машиностроение, лесопереработка, текстильная промышленность.
Предусматривается разная степень участия предприятий в данной программе. Часть предприятий получит доступ к полному пакету услуг, начиная с тренинга персонала и заканчивая инвестиционными планами, а другая часть будет охвачена только тренингами и внедрением систем энергоменеджмента. Предполагается, что из участвующих в проекте предприятий не менее половины решат внедрять систему энергоменеджмента и примут участие на условиях анонимности и конфиденциальности в проведении бенчмаркинга (сравнительного исследования) в двух-трех отраслях промышленности. При поддержке группы экспертов будут разработаны не менее 25 инвестиционных предложений по повышению энергоэффективности, которые затем могут быть рассмотрены кредитно-финансовыми организациями.
В ходе проведения тренингов и внедрения системы энергоменеджмента планируется проведение ознакомительных семинаров для руководства предприятий и специальных тренингов для сотрудников.
Ознакомительные семинары для руководства предприятий посвящены главным образом обсуждению сути системы энергоменеджмента по стандарту ISO 50001 и преимуществ ее внедрения.
Для персонала предприятий, ответственного за энергохозяйство, проводятся короткие специализированные тренинги по системе энергоменеджмента.
Для предприятий, участвующих в полной программе, будут проведены тренинги, посвященные внедрению системы энергоменеджмента и методов системной оптимизации, а также использованию библиотеки системной оптимизации ЮНИДО. Цель таких тренингов — подготовка к разработке и реализации проектов системной оптимизации с ограниченной поддержкой извне.
На всех участвующих предприятиях проводится энергоаудит (в рамках необходимого для внедрения СЭМ), который может осуществляться группой национальных экспертов-консультантов.
Для малых и средних предприятий, участвующих в проекте, будет создан специальный инструмент для внедрения системы энергоменеджмента и бенчмаркинга (сравнительного анализа).
В качестве примера такого инструментария, специально созданного для МСП, может рассматриваться онлайновое программное обеспечение, разработанное в рамках европейского проекта BESS (Benchmarking and Energy Management Schemes). BESS представляет собой модель (методику) внедрения системы энергоменеджмента (EMIM), отражающую логику процесса внедрения, включает в себя 19 действий и несколько инструментов, поддерживающих этот процесс. Данная методика воплощена в виде веб-сайта, предоставляющего возможность онлайнового обучения внедрению системы энергоменеджмента и проведению бенчмаркинга. На сайте представлены также несколько практических инструментов, поддерживающих цикл непрерывного повышения энергоэффективности компании и включающих в себя вопросники, шаблоны для планирования и аудита согласно требованиям стандарта ISO 50001. Кроме того, предоставляется возможность анонимного сравнения своей энергетической ситуации с другими предприятиями того же сектора экономики.
Предприятиям, участвующим в проекте по полной программе, будет оказана поддержка в разработке не менее 50 инвестиционных предложений, основанных на проектах оптимизации систем, часть из которых предполагается реализовать в период действия программы.
Как и крупным компаниям, малым предприятиям, решившим инвестировать в энергоэффективность, может быть предложена субсидия в размере до 25 % на приобретение и установку необходимого для системы энергоменеджмента оборудования и программного обеспечения. Она будет увязываться с подачей разработанного компанией в ходе реализации программы инвестиционного плана для получения кредита из кредитной линии ЕБРР и российских банков на повышение энергоэффективности.
Предприятиям будет оказана поддержка в разработке инвестиционных предложений и в проведении переговоров с кредитно-финансовыми организациями.
С помощью веб-сайта проекта будет обеспечен доступ к информации об энергоэффективных технологиях (оборудовании), решениях и мероприятиях, аналогично тому, как это сделано в европейском проекте ODYSSEE-MURE. Такого рода банк информации может служить базисом для совместной с производителями и поставщиками разработки схемы добровольной маркировки и/или сертификации энергоэффективности производственного оборудования.
Подход к сертификации должен соответствовать существующей системе ГОСТ (российские стандарты).
С момента вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. в ситуации с политикой энергосбережения и энергоэффективности в России наблюдается несомненный прогресс. Ускоренными темпами разрабатывается необходимая для исполнения закона нормативно-правовая база. С июня 2010 г. формируется Государственная информационная система (ГИС) «Энергоэффективность». В конце 2011 г. утверждена масштабная государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В сентябре 2012 г. Правительством РФ принят новый план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В то же время продолжает сохраняться заметный разрыв между российской и международной практикой промышленной и энергетической политики по таким, например, вопросам, как система сбора исходных статистических данных, индикаторы энергоэффективности, бенчмаркинг, мониторинг и оценка качества разработки и исполнения государственных программ и проектов. Предписанные законом № 261-ФЗ меры, по сути, исчерпываются проведением энергетических обследований (аудитов) и паспортизацией предприятий. В то же время в ЕС, как показал проведенный российскими экспертами анализ, число инструментов политики энергоэффективности в промышленности существенно шире: в Германии применяется 30 таких мер, во Франции — 14, в Великобритании — 13. Например, такой широко используемый в различных странах инструмент, как долгосрочные целевые соглашения по повышению энергоэффективности между правительством и крупными промышленными потребителями (предприятиями, холдингами, ассоциациями), в России до сих пор не применяется. В зачаточном состоянии находится использование на предприятиях систем энергоменеджмента согласно стандарту ISO 50001.
Изменение данной ситуации и сближение российской практики энергосбережения и повышения энергоэффективности с практикой развитых стран невозможно без соответствующего повышения уровня компетентности управленцев всех уровней, включая уровень министерств и ведомств, вырабатывающих и реализующих политику стимулирования энергосбережения и энергоэффективности в подведомственных сферах.
Планируемые результаты Проекта ГЭФ / ЮНИДО / ЕБРР
|
Российские участники семинара-тренинга ЮНИДО
В рамках данного компонента предусматривается решение следующих задач:
Для решения первой задачи предполагается разработать программу семинаров для сотрудников министерств, ведомств и других государственных организаций, в чью компетенцию входят разработка и реализация политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. Программа будет включать проведение семинаров, вебинаров и ознакомительных туров.
Тематическое содержание программы будет включать в себя вопросы оценки практической применимости и адаптации проверенных на мировом опыте инструментов повышения энергоэффективности или разработку их российских аналогов. В частности, речь будет идти об адаптации стандарта ISO 50001 и разработке на его основе национального стандарта по энергоменеджменту; об освоении такого инструмента, как целевые соглашения между правительством и компаниями; экономических мерах стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности; о системе мониторинга и оценки хода выполнения государственных программ и проектов, о развитии технологического прогнозирования (форсайта) и о других инструментах и мероприятиях, перечень которых будет определен в диалоге с заинтересованными сторонами.
Большое значение в проекте придается возможному использованию лучшего мирового опыта для создания инструментов поддержки реализации Федерального закона № 261-ФЗ и Государственной программы по повышению энергоэффективности.
Особая роль в решении данной задачи отводится взаимодействию с Министерством энергетики России и совместной работе с Российским энергетическим агентством (РЭА). Предусматривается привлечь агентство в информационную кампанию проекта ГЭФ, в разработку веб-сайта проекта (который планируется по окончании проекта передать РЭА) и в программу повышения квалификации госслужащих.
Предполагается оказать техническую помощь и поддержку РЭА по следующим вопросам:
Кроме того, будет оказано содействие российскому правительству в адаптации таких проверенных во многих странах инструментов государственной и рыночной политики повышения энергоэффективности, как рынок «белых сертификатов», долгосрочные целевые соглашения правительства с компаниями и секторами промышленности, стандарт энергоменеджмента, сертификация энергоэффективности промышленного оборудования, и других.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.