озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Феномен, которому посвящена данная статья, в английском языке получил не самое благозвучное название — junk-food («мусорная еда»). В России устоявшегося термина для описания этого явления нет, но наиболее точно отражает его суть выражение «нездоровая пища». Это понятие включает в себя продаваемые в готовом виде закуски, такие как сэндвичи, чипсы, соленые орешки, а также сладкие безалкогольные напитки.
Популярность «нездоровой пищи» вызывает обеспокоенность во всем мире. В этой статье приводятся результаты проведенного в Индии комплексного исследования свойств этих продуктов питания, а также их соответствия рекомендуемым нормам ежедневного потребления соли, сахара, углеводородов и жиров, определенных Национальным институтом питания Индии и Всемирной организацией здравоохранения.
«Нездоровая пища» по определению не является полноценным продуктом питания. Но насколько она вредна и какие ее свойства скрывают компании-производители? Ответы на эти вопросы искала лаборатория Центра научных исследований и экологии (CSE). Результаты оказались одновременно предсказуемыми и пугающими. Точно так же предсказуема была реакция крупных производителей продуктов питания и их представителей: опровержения и уход от прямых ответов.
В ходе исследования CSE изучала блюда, подаваемые в закусочных, а также фасованную готовую еду в магазинах во всей стране. Предметом исследования стал широкий ассортимент «нездоровой пищи» — от лапши быстрого приготовления, чипсов и индийской бхуджи до встречающихся повсюду колы, жареных кур и гамбургеров.
Считается, что в еде быстрого приготовления содержится мало полезных питательных веществ: в основном она состоит из жиров, сахара и соли. Исследование CSE подтвердило это, но открыло кое-что новое. Производители не пишут, какую долю ежедневной нормы соли, сахара и жиров содержат эти «вкусные» продукты. Нам не говорят, что в одном моментально съедаемом пакетике чипсов содержится половина рекомендуемой ежедневной нормы жиров и соли. Мы не знаем, что в одной бутылке колы вдвое больше сахара, чем рекомендуется потреблять взрослым и детям за день. Рассказывать об этом не в интересах компаний-производителей. Но знать это — в интересах потребителей.
Исследование также выявило, что компании не несут наказания не только за умолчание, но и за умышленную неверную интерпретацию информации о содержании в их продукции ненасыщенных жиров с трансизомерами жирных кислот (сокращенно — трансжиров). Трансжиры, образующиеся при гидрогенизации растительного масла, связывают с серьезными проблемами со здоровьем (в частности, с возрастанием риска ишемической болезни сердца). Однако индийское законодательство не обязывает компании обозначать содержание трансжиров в продукции. В нем говорится только то, что компания может назвать свой продукт «не содержащим трансжиров», если их содержание в одной порции менее 0,2 г.
В документальной драме Моргана Сперлока «Двойная порция» (2004) рассказывается об эксперименте, во время которого он 30 дней трижды в день питался в «Макдоналдсе» (и не употреблял другой пищи). При такой диете, по его словам, количество получаемых калорий вдвое превышает норму, рекомендованную министерством сельского хозяйства США. К концу месяца Сперлок набрал 11 кг веса, стал довольно тучным и страдал от расстройства кишечника и депрессии.
Это предписание не работает, потому что позволяет компаниям самостоятельно определять размер порции — что они и делают. Например, индийский пищевой магнат Haldiram считает, что размер порции составляет 10 г, что меньше, чем один укус. Поэтому они могут называть свою продукцию «не содержащей трансжиров». В лапше быстрого приготовления Haldiram, чипсах, выпускаемых транснациональными корпорациями, содержатся трансжиры, хотя производители и утверждают обратное. Компаниям это сходит с рук из-за отсутствия соответствующего контроля.
Скажем, одна известная компания запустила рекламу, где говорится, что производимые ею картофельные чипсы не являются вредными для здоровья, так как в них не содержатся трансжиры, а готовятся они в рисовом масле. В рекламе индийская кинозвезда Саиф Али Кхан убеждал детей и взрослых есть эти чипсы и не беспокоиться о здоровье. Чипсы были названы «умной закуской», что указывало на их полезность. Позднее компания решила, что производство чипсов по «здоровой» технологии ей невыгодно. Способ приготовления изменили, логотип «умная закуска» и обозначение нулевого содержания трансжиров убрали с упаковки. Однако в рекламе об этом не было сказано ни слова.
Исследование CSE выявило, что компания еще и ухудшила ситуацию. Во-первых, даже в чипсах, якобы не содержащих трансжиров, их содержание составляло 0,9 г на 100 г. Во-вторых, в чипсах, произведенных в феврале 2012 года, уровень содержания трансжиров опасно высок: 3,7 г на 100 г, что гораздо больше рекомендованного для ежедневного потребления. Но из-за слабого законодательного регулирования пищевой промышленности в Индии компании не обязаны рассказывать людям, что они покупают.
Естественно, производители не заинтересованы в производстве полезных продуктов. Они заинтересованы в получении прибыли.
Неудивительно, что в официальном опровержении результатов исследования CSE компания заявила: «Все продукты производятся в полном соответствии с законодательством, в том числе с законодательством о маркировке».
К исследованию CSE возникает два вопроса. Во-первых, зачем исследовать еду быстрого приготовления, если и так ясно, что она неполезна? Во-вторых, почему исследовались только фасованные продукты, если все закуски в Индии считаются одинаково неполезными? Что касается первого вопроса: исследование показало, что мы недостаточно осведомлены, насколько вредна такая пища, чтобы принимать обоснованные решения относительно своего здоровья. Неинфекционные заболевания — от гипертонии до рака — стали мировой эпидемией. Основными причинами таких заболеваний являются нездоровая пища и нездоровый образ жизни. В Индии особенно распространен диабет, по сравнению с европейцами индийцы генетически предрасположены к накоплению большего количества жира. Кроме того, они слишком бедны, чтобы платить огромные деньги за лечение. И поэтому в вопросах ограничения содержания в пище соли, сахара и жиров пищевое законодательство Индии должно стать гораздо более жестким.
При ответе на второй вопрос следует учитывать, что традиционное и местное питание построено на принципах умеренности и баланса. В традиционной индийской кухне, при всем ее региональном разнообразии, готовится полезная пища. Проблема возникает, когда на смену традиционным закускам приходят продукты международных сетей быстрого питания. Но правильнее будет не противопоставлять еду быстрого приготовления традиционным блюдам, а учитывать, как много и что именно мы едим.
По материалам журнала Making It
Автор
Директор Центра научных исследований и экологии в Нью-Дели, редактор журнала Down To Earth
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.