озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Стремясь сократить выбросы парниковых газов, в 2006 г. Парламент Евросоюза опубликовал Директиву об автомобильных кондиционерах (Mobile Air Conditioning Directive), предписывающую с 1 января 2011 г. заправлять кондиционеры новых машин только хладагентами, потенциал глобального потепления (ПГП) которых менее 150. Принятие этой Директивы означало, что эпохе, когда в большинстве автокондиционеров использовался фреон R134a, чей ПГП около 1430, приходит конец.
В качестве замены R134a автопроизводители рассматривали разные вещества, в числе которых СО2, пропан, изобутан и R152а (дифторэтан). Но у каждого из этих веществ свои серьезные недостатки: высокое рабочее давление, низкая термодинамическая эффективность, высокая воспламеняемость или взрывоопасность. Тем временем производители хладагентов разрабатывали новые продукты, которые бы удовлетворяли запросам индустрии и нормам Директивы об автомобильных кондиционерах.
Международное общество автомобильных инженеров (SAE) изучило в рамках совместной научно-исследовательской программы (SAE CRP) все имеющиеся варианты и остановило свой выбор на хладагенте HFO-1234yf как на решении, соответствующем новым европейским требованиям.
HFO-1234yf (R1234yf) — вещество, совместно разработанное компаниями DuPont и Honeywell. Его ПГП равен 4, что на 99,7 % ниже, чем у R134a.
Что касается горючести нового вещества, то в обзоре, выпущенном SAE 10 ноября 2009 г., говорится следующее: «В случае возгорания автомобиля HFO-1234yf, как и другие материалы, используемые в автомобилях, например пластик, может загореться с образованием опасных для здоровья продуктов горения. Однако не известны документально подтвержденные случаи, когда возгорание хладагента в автомобильном кондиционере привело к травмам или смерти».
Там же сообщается, что «действие открытого огня на фторсодержащие хладагенты может привести к образованию фторида водорода (HF)». Однако «анализ рисков показал, что стечение обстоятельств, при котором произойдут утечка HFO-1234yf и его возгорание, чрезвычайно маловероятно. Соответственно, вероятность образования фторида водорода также чрезвычайно мала».
Более того, «результаты экспериментов показали, в случае маловероятной утечки хладагента — HFO-1234yf или R134a — в присутствии открытого пламени (например, бутановой горелки) количество образующегося фторида водорода чрезвычайно мало и примерно одинаково для обоих хладагентов: HFO–1234yf и R134а». При этом «за более чем 16 лет использования R134a в автомобильной промышленности не получено каких-либо документально подтвержденных данных о вреде здоровью, вызванном фторидом водорода, образовавшимся при случайной утечке R134a».
Другими словами, многократно превосходя R134a по экологичности, HFO-1234yf как минимум настолько же безопасен при пожаре.
Однако 25 сентября 2012 г. компания Daimler (Mercedes-Benz) опубликовала пресс-релиз о результатах дополнительных испытаний нового хладагента в рамках сценария реальной ситуации, выходящей за рамки требований законодательства.
«В новом сценарии реальной ситуации хладагент динамически распыляется под высоким давлением вблизи от горячих элементов выхлопной системы тестового автомобиля, — говорится в пресс-релизе. — Данный сценарий соответствует сильному лобовому столкновению, при котором повреждается трубка с хладагентом; воспроизводимые результаты испытаний показывают, что трудновоспламеняемый в лабораторных условиях хладагент может легко загореться в горячей атмосфере моторного отсека».
По заявлению «Daimler», аналогичные испытания с использованием R134a не привели к возгоранию хладагента.
При этом 17 сентября 2012 г. Ассоциациeй немецких автопроизводителей был опубликован составленный при участии Daimler документ, в котором говорится, что «автомобили, система кондиционирования которых работает на R1234yf, столь же безопасны — для пассажиров, механиков, работников экстренных служб и пожарных, — как и автомобили, система кондиционирования которых работает на R134a».
По результатам заявления «Daimler» была организована четвертая совместная научно-исследовательская программа по R1234yf для более подробного исследования свойств R1234yf. В программе участвуют Audi, BMW, Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Jaguar, Land Rover, PSA Peugeot-Citroen, Renault и Toyota.
В свою очередь, компания DuPont запросила подробную информацию об исходных данных и методике испытаний, использовавшейся Daimler, и выступила с ответным заявлением.
(неофициальный перевод на русский язык)
Исчерпывающие данные исследований и независимая оценка рисков позволяют утверждать: хладагент HFO-1234yf можно без опасений использовать в автомобильных системах кондиционирования.
Компания DuPont с удивлением прочла пресс-релиз, опубликованный компанией Daimler. Судя по этому документу, в проведенных испытаниях не принимали участие представители других автопроизводителей и их результатам не была дана коллегиальная оценка. Компания DuPont надеется на возможность ознакомиться с данными и методикой проведения испытаний, чтобы принять решение о проведении новых исследований этого хладагента.
Заявления, содержащиеся в пресс-релизе компании Daimler, противоречат результатам всесторонних испытаний, в том числе представленным в документе, который был подготовлен при участии Daimler и 17 сентября 2012 года представлен Немецкой ассоциацией автопроизводителей (VDA) во Франкфурте.
Компания DuPont принимала участие в совместной разработке хладагента HFO-1234yf, ставшей результатом принятия Директивы ЕС об автомобильных кондиционерах (Директива МАС), предусматривающей использование хладагентов с потенциалом глобального потепления (ПГП) не выше 150. ПГП HFO-1234yf равен 4, что на 99,7 % ниже ПГП хладагента, который используется в большинстве современных автомобилей. Кроме того, HFO-1234yf энергоэффективен и при этом сочетает в себе безопасность, производительность, экологичность и приемлемую стоимость.
В ходе обширных испытаний безопасности и производительности, проведенных ведущими автопроизводителями и независимыми экспертными группами, как, например, SAE International, HFO-1234yf продемонстрировал свою эффективность. В совместной научно-исследовательской программе SAE приняли участие ведущие автопроизводители.
Согласно результатам этих исследований, «тщательное тестирование, проведенное международными организациями, в том числе задокументированные независимые испытания в реальных условиях, показали, что HFO-1234yf безопасен для использования в качестве автомобильного хладагента». Кроме того, «всесторонние испытания, проведенные независимыми организациями, подтверждают, что HFO-1234yf безопасен для использования в автомобилях, спроектированных для работы на HFO-1234yf».
Полный текст заключения можно найти по адресу:
Горючесть. По результатам оценки рисков было сделано заключение, что использование HFO-1234yf не несет значимого дополнительного риска воспламенения по сравнению с R134a, для замены которого был разработан. Были проведены многочисленные отраслевые оценки рисков, в том числе и в реальных условиях, в ходе которых моделировались разнообразные варианты утечек в присутствии различных источников возгорания, а также в результате лобового столкновения. В этих испытаниях было крайне сложно добиться воспламенения хладагента в присутствии источников очень высокой температуры, а добиться распространения пламени не удалось ни в одном из испытаний.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.