озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
7 ноября 2012 года на проходившей в Брюсселе конференции «ATMOsphere Europe» Еврокомиссия представила проект нового Регламента Евросоюза, цель которого — значительное уменьшение выбросов парниковых газов в максимально короткие сроки (к 2030 планируется сократить объем эмиссии фторсодержащих газов на две трети от сегодняшнего уровня). Ниже представлены ответы на некоторые вопросы, касающиеся нового Регламента.
Еврокомиссия выдвинула предложение о замене действующего Регламента о фторсодержащих парниковых газах (Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 842/2006 от 17 мая 2006 г.), с тем чтобы добиться существенного снижения объема выбросов этих газов в странах ЕС. Установлением надлежащей правовой базы ЕС планирует ускорить разработку более экологичных альтернативных технологий и стимулировать организацию новых международных мероприятий по снижению объема выбросов фторсодержащих газов.
Фторсодержащие газы — это семейство парниковых газов с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП). Они используются главным образом в качестве заменителей озоноразрушающих веществ (например, хлорфторуглеродов (ХФУ), гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) и галонов), которые в настоящее время выведены или выводятся из обращения в рамках реализации Монреальского протокола. Фторсодержащие газы можно разделить на три крупные группы: гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6). Несмотря на отсутствие озоноразрушающего потенциала, фторсодержащие газы обладают очень сильным ПГП: по этому показателю некоторые из них сильнее диоксида углерода (СО2) в 23 000 раз. Фторсодержащие газы могут оставаться в атмосфере тысячи лет. В странах ЕС на их долю приходится 2 % от общего объема выбросов в атмосферу.
Фторсодержащие газы все шире используются в холодильном и климатическом оборудовании, пеноизоляции, электрооборудовании, аэрозольных препаратах и огнетушителях. С 1990 года объем выбросов этих газов в странах ЕС вырос на 60 % (см. график), а других парниковых газов упал. Эти газы попадают в атмосферу в результате утечек на промышленных предприятиях, а также во время использования и утилизации содержащего их оборудования. Поскольку срок службы такого оборудования достигает 50 лет, необходимо разработать законодательную базу, которая позволит предотвратить рост выбросов в ближайшие десятилетия.
График. Выбросы фторсодержащих газов в 27 странах ЕС (1990–2010 гг.), млн тонн в эквиваленте СО2. По данным EEA
Действующий Регламент по фторсодержащим парниковым газам обязывает компании принимать меры по уменьшению утечек из оборудования, в котором используются фторсодержащие газы, и сбору газов по окончании срока его эксплуатации. Кроме того, в действующем Регламенте содержатся требования по обучению и лицензированию персонала, маркировке оборудования, содержащего фторсодержащие газы, ведению отчетности по их производству, импорту и экспорту, а также ряд запретов на использование этих газов в определенных областях (например, для закачки в стеклопакеты). Он уже позволил добиться поддающегося проверке сокращения объема выбросов. В случае применения его норм в полном объеме к 2050 году объем выбросов может уменьшиться в два раза относительно прогнозируемого уровня.
Действующий Регламент позволяет предотвратить дальнейший рост выбросов фторсодержащих газов. Однако во избежание неблагоприятного воздействия на климат, которое может привести к более частым погодным катаклизмам, к 2050 году странам ЕС крайне необходимо сократить уровень выбросов парниковых газов на 80–95 % по сравнению с 1990 годом. Новый Регламент должен обеспечить снижение к 2030 году объема выбросов фторсодержащих газов в странах ЕС на две трети от сегодняшнего уровня.
Главное нововведение — это меры, которые с 2015 года ограничивают совокупный объем наиболее значимой группы фторсодержащих газов — гидрофторуглеродов (ГФУ), которые могут продаваться на территории ЕС. Вначале производителям и импортерам предоставят права на размещение ГФУ на рынке в соответствии с их рыночными долями, при этом новым компаниям также будут предоставлены такие права. После этого начнется трехэтапное сокращение этих прав, которое завершится к 2030 году. Эта мера основана на успешном опыте вывода озоноразрушающих веществ из обращения в странах ЕС с опережением международного графика на 10 лет. Помимо этого, будет запрещено использование фторсодержащих газов в некоторых устройствах, например в бытовых холодильниках, для которых сегодняшний рынок предлагает большой ассортимент менее вредных альтернатив. Новый Регламент сохраняет и ужесточает действующие законодательные требования, например, относительно контроля утечек, установленного порядка обслуживания оборудования и сбора газа по окончании срока службы.
Вступление нового закона в силу приведет к существенному снижению выбросов фторсодержащих газов. Общество в целом выиграет от мер по предотвращению изменения климата в крупных масштабах. Благодаря содействию в применении «зеленых» технологий, основанных на менее вредных для климата хладагентах, предлагаемый Регламент послужит стимулом для увеличения числа рабочих мест и внедрения инноваций, способствующих сохранению или восстановлению качества окружающей среды. При наличии законодательной базы потребители и коммерческие пользователи оборудования в странах ЕС смогут ускорить изменения и стимулировать технологический прогресс во всех областях, где на сегодняшний момент используются фторсодержащие газы. Страны — участницы ЕС показали, что новаторское законодательство в этой области благотворно сказывается не только на климате, но и на компаниях, которые пользуются предоставляемыми возможностями разработки экологически безопасных продуктов и оборудования.
Чем сильнее мы сократим объем выбросов сегодня, тем меньше нам потребуется потратить на адаптацию к негативным последствиям изменения климата завтра. Поскольку срок службы оборудования, в котором используются фторсодержащие газы, достигает 50 лет, отказ от их использования позволит предотвратить рост выбросов в ближайшие десятилетия. Согласно последним исследованиям, существует большое количество альтернативных продуктов, которые технически пригодны, безопасны в использовании, экономически эффективны и могут способствовать сокращению энергопотребления. В отсутствие каких-либо мер в отношении фторсодержащих газов другие сектора экономики будут вынуждены заплатить за снижение выбросов по существенно более высокой цене. Кроме принятия мер на уровне ЕС необходимо достичь соглашения о снижении использования фторсодержащих газов и снижении выбросов на международном уровне. Демонстрацией технической осуществимости производства более экологически ориентированных продуктов и сопутствующих коммерческих возможностей ЕС надеется подвигнуть мир к новым мерам в отношении выбросов фторсодержащих газов.
Меры, принимаемые на этом уровне, практически гарантированно более эффективны, чем комплекс мер, принимаемых разными странами независимо друг от друга. Кроме того, деловым кругам намного проще работать в условиях общей для всех стран ЕС законодательной базы, а не с разнообразными нормами 27 стран. Совместные действия усиливают позицию ЕС, одной из крупнейших экономик мира, в отстаивании необходимости общемировых действий по выводу фторсодержащих газов.
За последние годы несколько Сторон Монреальского протокола получили предложения о снижении потребления и производства ГФУ в мире. ЕС поддержал такие предложения как дополнение к мерам по предотвращению изменения климата в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC). На Конференции по изменению климата в Дохе ЕС призвал к принятию немедленных мер в отношении ГФУ. В июне Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20» поддержала постепенный отказ от потребления и производства ГФУ во всем мире. Кроме того, предотвращение выбросов ГФУ — это приоритетная область инициативы Коалиции «Климат и чистый воздух» по сокращению нестойких загрязнителей, учрежденной в 2012 году. В Коалицию входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный банк и Еврокомиссия. В мае 2012 года саммит «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде поддержал ее и принял решение присоединиться к ее деятельности.
По материалам OZONews
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.