Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Методика ЮНИДО по развитию технопарков

Анализ спектра предоставляемых услуг в технопарках стран ЕВРАЗЭС

Технопарки: история вопроса

В современном мире между собой конкурируют не только компании, но и государства, и регионы. Чем выше уровень развития национальных инновационных систем региона, тем большие объемы инвестиций он привлекает, добиваясь наиболее высоких темпов роста экономики и благосостояния граждан.

Концепция «национальной инновационной системы» была введена в середине 1980-х и описывала взаимоотношения институтов НИОКР и производства. Позднее концепция была расширена за счет включения институтов, которые совместно или индивидуально делали вклад в развитие и распространение новых технологий, а также государственных и общественных структур, влияющих на инновационные процессы.

Зачастую государство не обращает особого внимания на национальную инновационную систему, и инновации становятся делом бизнеса. С другой стороны, бизнес редко испытывает необходимость во введении инноваций в производственный процесс, особенно если государство ведет протекционистскую политику. Однако за последнее десятилетие из-за глобализации наблюдается тенденция к развитию национальных инновационных систем. И основная проблема заключается в том, что государствам с развивающейся экономикой остается либо стараться развить собственную инновационную систему, сократив при этом цепочку «идея — производство», либо остаться потребителем продукции чужих инновационных систем.

Опыт азиатских стран — Китая, Индии и Сингапура — может показать, как государству и обществу реагировать на мировые тенденции. Сингапурские технопарки, технопарк Чжунгуаньцунь в Пекине играют для своих стран важнейшую роль в развитии так называемой экономики знаний. В Чжунгуаньцуне расположены центры НИОКР корпораций Microsoft, Intel, Nokia, IBM и около сотни других компаний из списка Fortune 500. Национальная инновационная система Индии, основанная на отрасли программного обеспечения, известна с середины 1970-х, но успех пришел только в 1990-х с внедрением национальной программы развития технопарков. На сегодняшний день около 130 компаний списка Fortune 500 заказывают разработку программного обеспечения в технопарках Индии.

Поддерживая развитие новых инновационно-ориентированных компаний, развивая бизнес региона и снижая безработицу, технопарки способствуют сохранению квалифицированных кадров и позволяют увеличить потенциал развития промышленности региона. Содействуя региональному развитию, технопарки улучшают условия для привлечения иностранных инвестиций.

Первым технопарком в истории называют Стэнфордский научный парк, появившийся в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. В 80-е годы технопарки стали создаваться один за другим: научные парки «Исследовательский треугольник» в Северной Каролине, «Городской парк Филадельфии» в Пенсильвании… Первыми европейскими научными парками стали Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт (Эдинбург), Научный парк Тринити-колледжа (Кембридж), Левен-ла-Нев (Бельгия), София-Антиполис в Ницце и ЗИРСТ в Гренобле (Франция). Особенностью этих парков было наличие единого собственника, сдающего земли в аренду наукоемким фирмам.

В 1980-х годах идея научного парка быстро вышла за пределы стран Запада. Научные парки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, а сегодня — и в странах Восточной Европы, СНГ и в Китае.

Делегация из Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора в Казанском технопарке

Делегация из Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора в Казанском технопарке

После визита в Бангалор (Индия), в декабре 2004 года Президент России Владимир Путин назвал создание и развитие технопарков национальной задачей нашей страны. В марте 2005 года согласован проект первого технопарка на базе Государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича в Санкт-Петербурге, его строительство началось в апреле 2006 года.

В марте 2006 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании технопарков в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, в Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге. В 2007 и 2008 годах Правительство России выделило дополнительное финансирование на строительство 9 технопарков. В октябре 2009 года в Казани открыт первый технопарк, созданный в рамках федеральной программы. В апреле 2010 года федеральная программа развития технопарков была продлена до 2014 года. 25 мая 2010 года на заседании Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий были объявлены итоги реализации программы: только 4 из 9 технопарков были построены. В их числе: «Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской области, «ИТ-парк» и первая очередь технополиса «Химград» в Татарстане, «Центр технологического обеспечения инновационных разработок» в Новосибирской области.

К началу 2011 года Минкомсвязи объявляет о запуске 5 из 10 планируемых технопарков в рамках федеральной программы. В июле 2011 года создается некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий».

Термины и определения

Несмотря на то что технопарки существуют более полувека, на данный момент не имеется общепринятого их определения или устоявшейся классификации. Причина — в исторических особенностях формирования этих структур в разных странах.

Международная ассоциация технопарков отмечает эквивалентность таких понятий, как «технологический парк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». В Великобритании обычно используют термин «научный парк», в США — «исследовательский парк», в России — «технопарк».

«Технологический парк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги»  — такое определение дает генеральный директор Международной ассоциации научных парков Луис Санц (Luis Sanz) в статье о роли научных и технологических парков в развитии экономики.

В методических рекомендациях по созданию технопарков в Ленинградской области дается куда более общее определение деятельности технопарка — это часть территории муниципального района Ленинградской области в пределах установленных администрацией муниципального района границ, со всеми объектами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктур, которые необходимы для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений) в сфере промышленности, логистики, инноваций и оказания сопутствующих услуг, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Инновационный совет Квинсленда (США) предлагает свою формулировку: «Технологический парк — это юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона. Миссией технопарка является стимулирование регионального развития, деиндустриализации, а также упрощение реализации коммерческих и промышленных инноваций. Деятельность технопарка обогащает научную и/или техническую культуру региона, создает рабочие места и добавленную стоимость».

Ассоциация университетских исследовательских парков Северной Америки определяет университетский исследовательский парк как обладающую собственностью организацию (юридическое лицо), которая:

  • имеет или планирует иметь землю и здания, специально предназначенные для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, размещения наукоемких фирм и сервисных служб;
  • сотрудничает с университетом или другим высшим учебным заведением на контрактной основе или в рабочем порядке;
  • содействует укреплению связей университета с промышленностью в сфере НИОКР, помогает развиваться новым фирмам, а также способствует экономическому развитию;
  • оказывает помощь в передаче технологий и обмене знаниями в области бизнеса между университетами и фирмами, расположенными на территории парка.

К университетским исследовательским паркам по определению относятся коммерческие и некоммерческие исследовательские парки, которые поддерживают связи с университетом или структурным подразделением университета. Эти связи могут осуществляться на контрактной основе, включая создание совместных предприятий и фактическое управление парком со стороны университета, а также могут иметь неформальный рабочий характер. Последнее может означать, в частности, создание новых предприятий на кооперативных началах или совместное их финансирование исследовательским парком и университетом.

Общий директорат XIII Европейской комиссии, в свою очередь, дает определение научному парку как территории, на которой реализуется проект развития и которая:

  • находится неподалеку от одного или нескольких вузов или научно-исследовательских центров (или поддерживает рабочие контакты с ними);
  • имеет условия, благоприятные для организации новых наукоемких фирм и их последующего развития;
  • активно содействует передаче технологий из научно-исследовательских институтов в фирмы и организации, расположенные на территории научного парка или в ближайшем окружении.

Более высокий уровень развития технопарков — технополисы. Программа развития технополисов, разработанная в начале 80-х годов министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, стала одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, со­фтизации и сервизации экономики. Эта программа строительства «городов XXI века» предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации. Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60–70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости.

Ассоциация «Технопарк» определяет технополис как «город, в котором “критическая масса” образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает “цепную реакцию” научной и деловой активности международного, глобального масштаба. Это город выдающихся инновационных способностей, высочайшего уровня жизни, как магнит притягивающий лучшие умы из всех уголков планеты». Подобную концепцию технополиса описал Ш. Тацуно в книге «Стратегия — технополис».

Рис. 1. Определение принадлежности объекта инфраструктуры

Рис. 1. Определение принадлежности объекта инфраструктуры

Европейский комитет по экономическим и социальным вопросам использует другой термин — «научный и технологический парк», который включает в себя любой вид высокотехнологичного кластера, будь то технополис, научный парк, технопарк, технологический инкубатор или что-то подобное.

Вопросами развития технопарков, среди прочего, занимается Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Международными экспертами ЮНИДО разделяются некоторые понятия, связанные с технопарками.

В определении принадлежности объекта инфраструктуры важным аспектом является степень развития и взаимодействия таких компонентов, как инфраструктура, управление и технологии (рис. 1). Если максимальная поддержка оказывается области инфраструктуры, а остальные направления развиты мало, мы получаем промышленную зону. Соответственно, если максимальная поддержка оказывается области управления, мы получаем бизнес-парк. А при максимальной поддержке в области технологий — научно-исследовательский центр.

Если предоставляются услуги в области управления и инфраструктуры, то это промышленный инкубатор. Научно-исследовательский парк помогает только в разработке прототипа. Показателен пример японских компаний, где научно-исследовательские парки широко взаимодействуют с компаниями в разработке их продукции. Если же предоставляются услуги как в области управления, так и в области технологий, то данный вид организации можно отнести к инновационному центру — организации, которая может выйти за пределы разработки прототипа и имеет возможность его создания.

Организацию, предоставляющую помещения для инновационного центра, можно считать технологическим инкубатором. Только при комплексном развитии инфраструктурной поддержки (наличие технологического инкубатора, функционирование системы бесперебойного электропитания, мощное телекоммуникационное обеспечение, конференц-центры, спортивные учреждения, транспорт внутри парка, рестораны, банки, парковки) организация относится к технопарку.

При критической массе научно-исследовательских учреждений, близком расположении специализированных институтов, развитой инфраструктуре, концентрации специализированных компаний, создающих спрос на разработки научно-исследовательских центров, а также пользователей ноу-хау, имеющих выход на международные рынки, структура определяется как технополис — центр бизнеса, производства и инноваций.

В странах ЕврАзЭС есть предпосылки для создания технопарков и технополисов на базе сохранившихся наукоградов и академгородков. Однако в настоящий момент, по мнению автора, в России нет структур, соответствующих технополису. Более того, анализ деятельности некоторых технопарков страны приводит к заключению о их несоответствии статусу технопарка — инфраструктура и уровень поддержки предприятий больше соответствуют статусу бизнес-центров.

Условия развития технопарка

В рекомендациях по развитию технопарков, разработанных ЮНИДО в 2005 году для проекта по планированию и развитию технопарков в Иране, дается подробный перечень рекомендаций. По мнению международных экспертов ЮНИДО, технопарк должен ориентироваться на следующие приоритеты развития:

  • Развитие и распространение технологий.
  • Стимулирование развития новых инновационноориентированных компаний совместно с развитием существующих.
  • Поддержка роста малого и среднего бизнеса.
  • Создание рабочих мест.
  • Повышение конкурентоспособности за счет развития компетенций предприятий.
  • Развитие потенциала определенных отраслей промышленности.
  • Направленность на реструктуризацию промышленности в сторону производства наукоемкой продукции.
  • Региональное развитие.
  • Привлечение национальных и иностранных компаний и инвестиций посредством развития первоклассной, современной инфраструктуры и активной консультативной поддержки.
  • Создание условий, способствующих взаимодействию и сотрудничеству между предприятиями, а также развитие международной кооперации.

По сути, в технопарке сочетаются качественная инфраструктура и набор общих и специализированных услуг.

Рис. 2. Привязки технопарков к инфраструктурным объектам. Источник: IASP, ноябрь 2002 года

Рис. 2. Привязки технопарков к инфраструктурным объектам.
Источник: IASP, ноябрь 2002 года

Одним из важных факторов развития технопарка является его расположение относительно городского центра. Оно должно обеспечить резидентам доступ к жилью, образовательным учреждениям, в том числе высшего образования, развлечениям, здравоохранению, транспортным артериям. Также стоимость земли должна обеспечивать возможность последующего расширения технопарка.

Международной ассоциацией технопарков проводилось исследование эффективности функционирования технопарков по их расположению: относительно аэропортов, центра города и университета.

Из рис. 2 видно, что такие развитые инфраструктурные объекты, как международные аэропорты, ввиду относительно меньшей стоимости аренды и больших возможностей по свободным площадям, имеют более выгодное положение в качестве донора для развивающегося технопарка. В свою очередь такие доноры, как университеты, также могут быть использованы как площадки для технопарков. Стоит отметить, что приоритет в выборе площадки определяется направленностью технопарка.

Специализированная инфраструктура подразумевает доступность передовых средств связи, наличие центров разработки прототипов и малотиражного производства, специнструментов, калибровочных лабораторий, системы автоматизированного проектирования и производства, испытательных лабораторий и отделов контроля качества.

В качестве вспомогательной инфраструктуры необходимы также библиотеки, конференц-залы, предприятия питания, банки, гостиницы, спортзал, ясли.

На ранних стадиях развития наукоемкие предприятия зачастую требуют большого набора различных услуг. Выбор и наличие спектра услуг отличают технопарк и определяют его сильные конкурентные стороны. Такими услугами являются, к примеру, удобная служба «одного окна» для решения юридических вопросов, поиск возможностей для бизнеса, патентование, технологический обмен, разработка бизнес-планов, проведение встреч резидентов технопарка с возможными клиентами, помощь в подборе кадров, секретарская служба, поиск возможностей финансирования, проведение тренингов и семинаров по развитию бизнеса.

Успешный технопарк является объектом инфраструктуры премиум класса, обладающим узнаваемым брендом. Такой технопарк создает внутри себя инновационную культуру, способствующую созданию и распространению знаний между учеными, бизнесменами через совместную работу над совместными проектами, семинарами, субконтрактами.

Различают четыре основных вида компаний-резидентов технопарков: малые наукоемкие фирмы и стартапы, действующие малые и средние предприятия, дочерние предприятия ТНК, сервисные компании.

В практике развития технопарков определяют два противоположных подхода к финансированию. При полном финансировании государством окупаемость и прибыльность не играют первостепенной роли, основными результатами деятельности являются создание рабочих мест, развитие технологий, экономический рост. Коммерческий подход к финансированию технопарка подразумевает получение прибыли за счет продажи земли, дохода от аренды и роста стоимости активов.

Однако в большинстве технопарков финансирование происходит по смешанному типу: расходы покрываются за счет аренды и продажи земель, предоставления услуг, а полученная прибыль реинвестируется в поддержание качества инфраструктуры на передовом уровне.

В развитых странах спонсорами технопарков часто выступают университеты. Вкладывая средства, они развивают собственные технологии. Правительства и местные власти, особенно агентства развития, нацелены на создание новых рабочих мест и развитие промышленности. Финансовые институты рассматривают технопарк как объект среднесрочного вложения собственных средств, предоставляют льготные кредиты и профессиональные финансовые услуги для компаний-резидентов. Частные девелоперы покупают в собственность площади технопарка и получают прибыль за счет аренды или лизинга.

Еще одним вариантом финансирования, особенно для развивающихся стран, является государственно-частное партнерство, при котором первоначальные вложения осуществляет государство, а управление технопарком возложено на частных лиц. Достоинство такой модели — меньшая зависимость от политических и бюрократических интервенций.

Государственная поддержка зачастую является фактором успеха технопарка. Поддержка может касаться как компаний-резидентов, так и девелоперов. Она выражается в налоговых льготах, снижении пошлин, ускорении процедур лицензирования, услугах «одного окна», создании благоприятных условий для иностранных инвестиций, упрощении валютообменных операций и репатриаций.

Одним из основных факторов, влияющих на успешность развития технопарков в странах с развивающейся и переходной экономикой, является распределение приоритетов между двумя основными целями, отмечает Луис Санц. Так, основными приоритетами для страны должны стать развитие и создание новых малых компаний с высокой долей инновационной деятельности, а также повышение конкурентоспособности существующего бизнеса. Следствием этого развития является достижение второй цели — привлечение иностранных инвестиций и компаний. Проблема появляется при нарушении вышеописанной причинно-следственной связи — расходуется огромное количество средств при последующей минимальной эффективности новообразованной инфраструктуры.

Основной приоритет диктует множество условий для дальнейшего успешного развития. Во-первых, руководство технопарка должно рассчитывать на собственные силы, не ожидая помощи от государства в виде субсидий, преференций. Стоит заметить, что подобный подход в странах ЕврАзЭС вряд ли будет позитивно воспринят, как показывает практика, в подходах к управлению все еще встречаются ожидания протекционистских мер. С другой стороны, такой подход критически важен для создания потенциала в конкурентоспособности инновационных институтов, таких как технопарк.

Решение о создании технопарка, безусловно, должно быть проанализировано с точки зрения его интеграции в существующее бизнес-пространство и инфраструктуру. Должно быть проанализировано множество факторов — соответствие промышленной специализации региона, уровень занятости и интеллектуальный потенциал, общий уровень благосостояния, существующая научная база. Эти факторы определяют специализацию технопарка.

Для успешной работы в структуре технопарка должны быть предусмотрены следующие услуги:

  • профессиональные тренинги в области создания и управления бизнесом;
  • доступность информации о схемах взаимодействия с бизнесом, университетами, технопарками схожей специализации;
  • контакты с международными ассоциациями и агентствами;
  • доступ к информации об источниках финансирования;
  • доступ к «посевным фондам» (финансированию проектов на самой ранней стадии).

За основу своего развития технопарки часто берут кластерный подход. Кластеры признаются наиболее подходящим примером бизнес-«экосистемы», способной поддерживать конкурентоспособность. Европейский комитет по экономическим и социальным вопросам в докладе о роли европейских технологических, промышленных и инновационных парков в пост-кризисном управлении определил технологические, промышленные и информационные парки как образования, все более повышающие динамику развития кластеров, которые, в свою очередь, ускоряют экономический рост и конкурентоспособность бизнеса на мировом рынке. Объединяемые Европейским комитетом по экономическим и социальным вопросам под термином «научные и технологические парки» технопарки и иные объекты инновационной инфраструктуры доказали свою эффективность в развитии кластеров предприятий.

Технопарки в странах ЕврАзЭС

Рис. 3. Панъевропейские коридоры. Источник: Европейский союз

Рис. 3. Панъевропейские коридоры. Источник: Европейский союз

В странах с переходной экономикой технопарки зачастую играют роль посредника в коммерциализации технологий между авторами, которые зачастую не имеют доступа к фондам или иным источникам финансирования, и существующими предприятиями, у которых, в свою очередь, нет доступа к современным исследовательским комплексам. Страны ЕврАзЭС видят в технопарках институт, который сможет развить передовые направления промышленности за счет генерации новых технологий.

Проведенное в 2012 году исследование в рамках проекта ЮНИДО по поддержке промышленной интеграции в ЕврАзЭС показало возможность и необходимость создания единой интернет-платформы, направленной на развитие сотрудничества между технопарками стран ЕврАзЭС и ЕС. Результатом данного предложения видится усиление взаимодействия между инновационными институтами стран ЕС и ЕврАзЭС, что приведет к созданию объединенной сети взаимодействия инновационных компаний, развитию инновационных альянсов. В рамках проекта было предложено организовать платформу на базе технопарка в Триесте (Италия) — развитого технопарка, финансируемого Правительством Италии при поддержке ЮНИДО. При выборе этой кандидатуры учитывалась нацеленность технопарка на развитие сотрудничества со странами ЕврАзЭС (рис. 3).

Уровень развития инновационных объектов в странах ЕврАзЭС характеризуется низким общим уровнем сотрудничества с мировыми ассоциациями. Так, например, в Международной ассоциации научных парков (IASP) статус постоянного члена имеют всего три российских технопарка и еще один обозначен в качестве наблюдателя. Только Новосибирск является членом Международной ассоциации технополисов. Всемирная ассоциация промышленно-технологических исследовательских организаций (WAITRO) насчитывает всего около дюжины российских предприятий, а во Всемирной ассоциации бизнес-ангелов нет представителя из России.

С другой стороны, можно проследить тенденцию к интеграции технопарков на примере образования некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» (НП «Ассоциация технопарков») в середине 2011 года. Подобная организация может быть достаточно результативной в ближайшем будущем, продвигая интересы представителей объектов инновационной инфраструктуры с целью дальнейшей региональной и мировой интеграции.

В области технологий и инноваций, ввиду их быстрого устаревания, новые технические решения должны вырабатываться еще быстрее, становиться более гибкими и отвечать новым потребностям. Эта гонка неизбежно подталкивает технопарки к всестороннему взаимодействию для обмена опытом по развитию. Данное видение нашло отклик у высокопоставленных чиновников разных стран в ходе заседания II Консультативного совета Проекта ЮНИДО для ЕврАзЭС, прошедшего в Секретариате Интеграционного комитета ЕврАзЭС 26 января 2011 года. Представители Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России согласились, что технопарки и технологические центры стран, находясь на более или менее высоком уровне своего развития, должны осуществлять взаимодействие с целью укрепления и развития потенциала, а также совместными усилиями привлекать финансирование для проектов из международных фондов и источников, таких как ЕС, Глобальный экологический фонд, ЕврАзЭС.

Зачастую у вновь созданных технопарков и других технологических и исследовательских институтов не хватает как знаний и опыта в построении системы управления, так и контактов с источниками информации об актуальном спросе на прикладные исследования и технологии. Успешное развитие технопарка невозможно без мощной технологической базы и выстроенных контактов с частным сектором, особенно с предприятиями и финансирующими учреждениями в странах ЕврАзЭС и ЕС. Для достижения устойчивого развития вновь созданному технопарку требуется дополнительная помощь в виде продолжительных консультаций и наставничества в области развития институционального потенциала и создания контактов с зарубежными рынками технологий — рынками, более ориентированными на инвестирование в передовые технологии.

Создание интернет-платформы на базе развитого технопарка позволит решить описанные выше задачи. За счет платформы предлагается реализовывать программы развития потенциала технопарков, оказывая методологическую, инструментальную и экспертную поддержку. Дополнительно предлагается разработать и проводить регулярные онлайн-тренинги, целью которых станет развитие и применение навыков успешной разработки проектных предложений, определения источников финансирования, анализа проектных предложений, определения наиболее подходящих партнеров и получения доступа к информации. Развитие взаимодействия также отразится на способности технопарков и других институтов объединяться в союзы для участия в тендерах и подачи заявок на финансирование. В своей основе интернет-платформа нацелена на достижение следующих результатов:

  • развитие высокотехнологичного бизнеса с высоким уровнем добавленной стоимости и инновационности;
  • развитие технологических альянсов между технопарками, бизнесом, исследовательскими центрами;
  • помощь развитию инновационных компаний;
  • создание благоприятной среды для развития инноваций;
  • привлечение и распространение новых технологий из других стран.

Примером может стать интернет-платформа для европейской сети технопарков PLATECH, созданная ЮНИДО. Она выполняет функцию глобального форума, реализуемого в форме технической поддержки специалистов на местах либо интерактивно посредством предоставления специализированной экспертизы, методологий, сетевых услуг, включая онлайн-консультации и электронные средства обучения созданию и развитию технопарка, а также обмен специализированной информацией.

Похожими идеями руководствуется Европейский комитет по экономическим и социальным вопросам, создавая единую базу данных по технологическим паркам и центрам. Предполагается, что подобные меры позволят легче преодолевать региональные барьеры, создавая единую матрицу взаимодействия между технопарками ЕС. Роль связующего звена между объектами инновационной инфраструктуры, такими как технопарки, институты, бизнес, возложена на Европейский институт инноваций и технологий. Этот институт представляет в действии новую концепцию «кластеров знаний», основывающуюся на виртуальном взаимодействии, а не на географической близости объединяемых объектов.

Рис. 4. Распределение ответивших технопарков по странам

Рис. 4. Распределение ответивших технопарков по странам

О необходимости развития подобной платформы говорят результаты исследования, проведенного ЮНИДО в 2011 году. Посредством анкетирования технопарков и схожих по своей сути организаций был сделан ряд наблюдений и выводов. В анкете помимо общих данных запрашивалась информация о направлениях специализации технопарка, об области деятельности компаний-резидентов, международном сотрудничестве. Предлагалось привести список доступных экспертов и предоставляемых услуги для резидентов технопарка.

Процентное соотношение ответивших технопарков с разделением по странам изображено на рис. 4.

Рис. 5. Доступность услуг в технопарках ЕврАзЭС

Рис. 5. Доступность услуг в технопарках ЕврАзЭС

Из распределения видно, что наибольшую активность проявили технопарки России, Беларуси и Казахстана и менее активно повели себя технопарки Армении, Таджикистана и Кыргызстана. В качестве основных направлений специализации во всех странах блока лидирующими являются информационно-коммуникационные технологии, инженерные решения, электроника и экология. Детальный обзор был проведен относительно наличия услуг общего для технопарка характера (рис. 5).

Из диаграммы на рис. 5 очевиден сильный дефицит услуг в области финансирования и лабораторных исследований. Стоит отметить, что доступ к финансированию является проблемой не только развивающихся стран. В ранее уже упоминавшемся докладе Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам о роли европейских технологических, промышленных и инновационных парков в посткризисном управлении отмечается, что доступ к финансированию является серьезным препятствием и для инновационных структур ЕС. Европейский комитет считает целесообразным распределение местных и региональных фондов таким образом, чтобы заполнить недостатки финансирования от Евросоюза.

Предлагаемая интернет-платформа для технопарков стран ЕврАзЭС будет способствовать поиску и привлечению средств для финансирования проектов, а также создания совместных предприятий и прочих форм сотрудничества.

Высказанные предложения уже находят отклик у руководства технопарков. Как заявляет руководитель Научно-образовательного центра ОАО «Технопарк Слава» К. Н. Темникова: «Не вызывает сомнений возрастающая значимость международного сотрудничества для технопарков и технологических центров, позволяющего национальным организациям модернизировать производство и технологии до уровня, соответствующего мировым стандартам, что способствует притоку иностранных инвестиций и усилению экспортных операций. Иностранные организации, в свою очередь, получают возможность выбора подходящего бизнес-партнера, снижают риски первоначальных инвестиций, устанавливают надежные деловые и технологические связи. При выработке подходов к развитию приоритетных инновационных проектов, совершенствовании деятельности всех элементов национальной инновационной системы хотелось бы подчеркнуть необходимость более глубокого и всестороннего изучения опыта внедрения кластеров в зарубежных технопарках по методологии ЮНИДО».

Автор

Елисеев М.С.

Директор Приволжского международного центра чистых производств, национальный эксперт ЮНИДО


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.