озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
20–22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия), проходила юбилейная Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Спустя сорок лет после Конференции по проблемам окружающей человека среды, состоявшейся в Стокгольме в 1972 году, и через двадцать лет после исторического Саммита Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 году представители мирового сообщества вновь встретились, чтобы обсудить достигнутый прогресс, существующие препятствия и дальнейшие действия, необходимые для создания мира, основанного на принципах устойчивого развития.
Конференции предшествовали Дни диалогов по устойчивому развитию. Наиболее обсуждаемыми стали вопросы безработицы, достойной оплаты труда и миграции, а именно — роль бизнеса в создании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями и обеспечении местных кадров достойной работой, основывающейся на инновациях. Поднимались темы важности передачи технологий, создания справедливой системы международной торговли, рассматривались стратегии адаптации к изменению климата, различия и сходства в отношении к проблеме безработицы и социальной защиты труда в развитых и развивающихся странах.
Участники обсуждения проголосовали за включение комбинированных рекомендаций, касающихся прав и возможностей рабочих, расширения возможностей женщин для достижения устойчивого развития и разработки стратегии с использованием «зеленой» экономики.
Не менее важным стал вопрос финансового реформирования в свете концепции устойчивого развития, переориентации налогового сектора на защиту окружающей среды и поддержку беднейших слоев населения. Было отмечено, что налоговая реформа может стимулировать корпорации внести свой вклад в устойчивое развитие и повышение осведомленности о взаимосвязи между проблемами окружающей среды и нищеты.
В ходе дискуссии было предложено разработать единый набор обязательств, определить сроки и этапы реализации решений, уделив особое внимание вопросам низкоуглеродных энергетических систем, устойчивому развитию сельского хозяйства, системам продовольственной безопасности, повышению устойчивости городов к изменениям окружающей среды, устойчивому развитию промышленности и борьбе с нищетой путем создания системы универсальной социальной защиты.
После голосования в тройку рекомендаций вошли: усиление налоговых реформ, способствующих защите окружающей среды и поддержке бедных слоев населения, создание налога на международные финансовые операции, рекомендации по Целям устойчивого развития.
20 июня 2012 года начались заседания конференции, в которой приняли участие 45 тысяч человек из 188 стран.
Во время конференции был организован Форум партнерств для укрепления механизмов сотрудничества и определения вклада партнерств в процесс реализации принципов устойчивого развития.
Темами его сессий стали «Обеспечение устойчивого развития в предпринимательской деятельности и на низовом уровне: вызовы, извлеченные уроки и перспективы» (роль и элементы нового механизма для улучшения координации поддержки на глобальном, региональном и национальном уровнях; перспективы укрепления существующих и запуск новых партнерств с участием малого бизнеса, микро- и средних предприятий), «Партнерства по интеграции продовольственной безопасности, здоровья и гендерного равенства» (взаимосвязь важнейших из существующих проблем: изменения климата и деградации окружающей среды, подрывающих полное осуществление прав человека и оказывающих непосредственное влияние на состояние здоровья и продовольственной безопасности миллионов людей, особенно женщин и детей, и на их способность выбраться из бедности; учет гендерных факторов в решении критических тематических вопросов, синергия между партнерствами), «Расширение и тиражирование лучших партнерских практик в области устойчивого развития» (три тематических блока: энергетика, устойчивое развитие городов и проблемы воды), «Вклад партнерств в будущее, которое мы хотим» (рассмотрение возможности продвижения новой концепции международного сотрудничества).
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун представил инициативу «Zero Hunger Challenge» («Нулевой голод»), направленную на решение продовольственных проблем. Главные задачи инициативы: обеспечить 100-процентный доступ к адекватной пище круглый год, увеличить производительность мелких ферм и минимизировать пищевые отходы. Некоторые страны уже начали действовать. Например, Великобритания обязалась выделить около 234 млн долларов в помощь мелким фермерам для повышения их производительности.
Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» получил название «Будущее, которого мы хотим». Он обсуждался несколько месяцев и был согласован практически в последний день. Документ подтвердил приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты, для нынешнего и будущих поколений. Основными темами стали «зеленая» экономика в контексте устойчивого развития, искоренение нищеты, институциональные рамки устойчивого развития (укрепление межправительственных механизмов устойчивого развития, экологическая составляющая устойчивого развития, международные финансовые учреждения и оперативная деятельность ООН, деятельность на региональном, национальном, субнациональном и местном уровнях). Была выработана Рамочная программа действий и определены последующие меры в таких областях, как искоренение нищеты, продовольственная безопасность, питание и устойчивое ведение сельского хозяйства, водоснабжение и санитария, энергетика, устойчивый туризм, отвечающий требованиям устойчивости транспорт, устойчивые города и населенные пункты, и других.
С точки зрения реальных действий итогом «Рио+20» стало то, что представители бизнеса, университеты и общественные организации взяли на себя более 700 добровольных обязательств в сфере устойчивого развития и «зеленой» экономики. «Эта конференция о реализации. Речь идет о конкретных действиях. Добровольные обязательства дополняют официальные итоги конференции», — отметил генеральный секретарь «Рио+20» Ша Цзукан. По данным ООН, общий объем заявленного финансирования для проектов устойчивого развития сельского хозяйства, энергетики и транспорта, снижения рисков природных катастроф, лесной политики и других направлений превысил 510 миллиардов долларов. В последний день саммита было объявлено о создании в Рио-де-Жанейро Центра проблем устойчивого развития.
К безоговорочным плюсам итогового соглашения «Рио+20» эксперты относят:
Минусом же «Рио+20» следует признать то, что странам не удалось принять решение по защите биоразнообразия в международных водах. Кроме того, ничем закончились попытки ликвидировать субсидии на ископаемое топливо, что дало бы возможность развить экономику и сократить выбросы СО2. Развитые страны оказались не в состоянии взять на себя финансирование программ устойчивого развития в бедных регионах планеты из-за сложной экономической ситуации, так что вопрос финансовой поддержки перехода развивающихся стран на «зеленый» путь развития остался нерешенным.
Таким образом, результаты саммита «Рио+20» можно оценить двояко. С одной стороны, запуск процесса подготовки Целей устойчивого развития, а также планов разработки новых индикаторов устойчивого развития, дополняющих ВВП экологической и социальной составляющей, был успешно выполнен. С другой стороны, по мнению экологов, финальное соглашение ставит под угрозу ближайшие перспективы развития «зеленой» экономики в мире: оно оказалось крайне слабым в формулировках и обязательствах по многим переговорным пунктам — от вопросов определения «зеленой» экономики и «дорожной карты» до инициирования нового переговорного процесса по созданию соглашения о защите Мирового океана и институциональной реформы органов ООН, занимающихся вопросами окружающей среды.
В выступлении директора Центра международного и технического сотрудничества ЮНИДО в РФ С. А. Короткова было отмечено, что Центр, как часть системы ООН, является активным участником международного процесса, в полной мере воплощающим в жизнь реальные международные проекты, оказывающим содействие в передаче технологий в развивающиеся страны, способствующим кооперации в экономической, технологической, промышленной и научной сферах. Годовой отчет, в котором представлены результаты работы Центра за 2011 год, можно скачать на сайте
Статью подготовили Мария Наумова, стажер
Анастасия Ананьева, национальный эксперт Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ
Авторы
Национальный эксперт Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации
Стажер
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.