озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
В статье проанализированы глобальные механизмы управления отходами производства и потребления, рассмотрены основные тенденции в области информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, анонсирована информационно-аналитическая система (ОИАС) «Атлас наилучших природоохранных технологий ЮНИДО».
Сегодня образование и накопление отходов производства и потребления — одни из ключевых экологических проблем. Производство отходов во всем мире растет, опережая темпы их переработки и обезвреживания. По данным Росстата, только на территории Российской Федерации ежегодно образуется до 3,9 млрд тонн твердых бытовых отходов при вдвое меньшем уровне их использования и обезвреживания и кратном увеличении инвестиционных вложений в создание и развитие отходоперерабатывающей отрасли.
За последнее столетие комплекс проблем, связанных с образованием отходов, особенно обострился. Усилению экологической напряженности способствует не только ежегодное увеличение количества отходов, но и отсутствие развитой системы их переработки и экологически безопасной ликвидации. При этом степень вовлечения отходов в хозяйственную деятельность крайне мала, недостаточно используется международный опыт в области обращения с отходами и регулирования их оборота.
Проблема утилизации накопленных и вновь образующихся отходов производства и потребления все в большей степени приобретает глобальный характер, что диктует необходимость консолидации усилий мирового сообщества в данном направлении.
В обществе (в том числе во властных структурах) сложилось понимание, что без принятия серьезных мер уровень загрязнения окружающей среды может стать критическим, грозя перерасти в экологическую катастрофу. При этом для управления деятельностью, связанной с отходами, необходимы разработка и совершенствование соответствующей законодательной, организационно-распорядительной и нормативно-методической документации при обязательном межгосударственном сотрудничестве.
Об общности экологических проблем свидетельствует сходство законодательной базы суверенных государств. Например, законы о контроле загрязнения воздуха и уровня шума в Японии существуют с 1968 г., в США закон «О чистом воздухе» был принят впервые в 1963 г. (новая редакция — в 1990 г.), а во Франции — в 1961 г. Много внимания уделяется во всем мире состоянию гидросферы, что отражается в каждой стране, как правило, не в одном, а в нескольких законодательных актах. Среди них можно отметить французский закон «О воде» (1964 г., финский закон «О водных ресурсах» 1962 г.), (новая редакция — 1987 г.), одноименный закон, вышедший в Испании в 1986 г., закон «О качестве водных ресурсов» 1965 г., действующий в США. Значительное внимание в законодательстве уделено и сфере обращения с отходами: В Германии приняты закон «Об отходах» (1986 г.) и закон «Об упаковке» (1991 г.), в Японии — закон «Об удалении отходов» (1971 г.), в США — закон «О сохранении и переработке сырьевых ресурсов» (1976 г.).
Сформировалось и международное право, касающееся охраны окружающей среды. Принятие ряда конвенций и протоколов, направленных на борьбу с загрязнением радиоактивными веществами и стойкими органическими загрязнителями, на контроль трансграничного перемещения отходов, положило начало согласованным действиям мирового сообщества по предупреждению и ликвидации негативных последствий загрязнения окружающей среды.
Ратификация международных соглашений, а также вступление Российской Федерации в Совет Европы в 1996 г. способствовали сближению экологического права России с экологическим правом других стран. А в связи с вступлением России в ОЭСР и ВТО особое значение приобретает гармонизация экологического законодательства и стандартов, в том числе в части перехода к технологическому нормированию на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
До настоящего времени в Российской Федерации основные действия государственных органов были сосредоточены главным образом на устранении последствий экологических катастроф и чрезвычайных экологических ситуаций. С целью повышения эффективности работ по сохранению среды обитания и обеспечения экологической безопасности в 1993 г. Правительством РФ было принято постановление «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» (ЕГСЭМ). Эта система создавалась как инструмент мониторинга загрязнения экосистем и последствий такого загрязнения, а также для обеспечения получения информации об исходном (базовом) состоянии биосферы и выявления антропогенно обусловленных изменений.
В 2002 году ЕГСЭМ была упразднена, и как следствие — не стало основы информационного обеспечения природоохранной деятельности в России. Частично информация о количественном и качественном составе отходов поступала из материалов статистической отчетности (форма № 14-СН), экологических паспортов предприятий и «Лимитов на размещение отходов» (форма 2ТП — токсичные отходы). Однако, как показали многочисленные независимые исследования, эти данные не отражают ситуации с отходами в стране в полной мере. В этой связи возникла необходимость создания целой отрасли, которая бы занималась не только мониторингом состояния окружающей среды, но и восстановлением ресурсов, включая переработку отходов, использование их в качестве источников вторичного сырья.
Несколько ранее с подобной проблемой столкнулся ряд европейских государств. Основным направлением ее решения стал переход от полигонного захоронения к промышленной переработке. Мировым сообществом был выработан достаточно эффективный механизм на основе включения в схему управления операций сортировки отходов и выделения ресурсов, пригодных для дальнейшего использования. С того времени началось активное внедрение производственных процессов, позволяющих уменьшить и предотвратить негативное влияние на окружающую среду.
Использование передовой мировой практики в области обращения с отходами в развивающихся странах, в том числе и в Российской Федерации, до настоящего времени происходило достаточно медленно, в связи с чем реализацию данного направления взяла на себя ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
В России одним из ключевых направлений работы ЮНИДО в этой сфере стало содействие в создании отходоперерабатывающей индустрии. Проект ЮНИДО «Создание Центра по применению передовой практики и природоохранных технологий при утилизации потенциально опасных потребительских продуктов и промышленных отходов» предусматривает создание и реализацию на пилотных территориях Российской Федерации комплексной системы сбора, переработки и утилизации отходов. В дальнейшем опыт создания такой системы планируется распространить на другие регионы.
Деятельность ЮНИДО предполагает подготовку к реализации экологических проектов в рамках международных соглашений (Монреальского протокола, Базельской и Стокгольмской конвенций и других), создание малоотходных и безотходных технологических процессов и экологичных производств. Особое внимание уделяется вопросам комплексной переработки сырья, разработке принципиально новых технологий, технических средств и схем получения известных видов продукции, созданию регионально-промышленных комплексов с замкнутой структурой потоков сырья и отходов. При этом в соответствии с передовой мировой практикой ЮНИДО пропагандирует приоритет утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию продукции в конце жизненного цикла, экономическое стимулирование применения наилучших доступных технологий субъектами предпринимательства.
ЮНИДО в значительной степени опирается на международные методики и практические рекомендации, профессиональные контакты. В Европе существует ряд организаций, которыми накоплен огромный опыт в этом направлении. На уровне ЕС учреждено Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB), которое является подразделением Севильского института перспективных технологических исследований (IPTS) — исследовательского центра ЕС, занимающегося вопросами определения НДТ. Под эгидой Европейского бюро EIPPCB был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для определенной отрасли промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируются с учетом достижений научно-технического прогресса.
Необходимость перехода на применение НДТ понимают во всем мире. Для информационного обеспечения решения данной задачи разрабатывается объединенная информационно-аналитическая система с рабочим названием «Атлас наилучших природоохранных технологий ЮНИДО» (ОИАС). Создание ОИАС осуществляется на основе единой универсальной IT-технологии сбора, обработки, хранения и использования информации. Источником информации служат существующие базы данных, содержащие сведения о разработчике наилучшей доступной технологии, степени промышленного внедрения, технологическом описании и аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов, энергопотреблении, рациональном использовании сырья и природных ресурсов, физических воздействиях.
Формирование указанной аналитической системы предлагается вести как качественное продолжение Проекта ЮНИДО «Создание Центра наилучших технологий и наилучшей экологической практики для безопасной утилизации потенциально опасных отходов потребительских товаров и промышленных отходов» («BAT/BEP Center for Environmentally Safe Disposal of Potentially Hazardous Consumer Products and Industrial Wastes»), одобренного Минприроды России и реализуемого с 2010 года. При создании системы, действующей в режиме онлайн, учитываются необходимость и возможность анализа экологической ситуации на территории, поиск управленческого и технического решения экологических проблем, в том числе на территории стран ЕврАзЭС. В системе заложен обмен информацией через собственную информационную сеть ЮНИДО с целью вовлечения в процесс полевых и проектных офисов ЮНИДО, а также центров чистых производств, работающих на территории различных государств, предусмотрены накопление и экспертная оценка информации по технологиям и оборудованию, а также отбор по конкретным признакам технологий для нужд заказчиков. Система предполагает использование информационных потоков между офисами ЮНИДО по проблемам утилизации отдельных видов отходов (медицинских, биологических, электронного скрапа, отработанных автомобильных покрышек), при этом учитываются этапы обработки отходов (сбор, транспортировка, хранение, переработка, сжигание, захоронение на полигонах) (рис. 1).
Рис. 1. Структура объединенной информационно-аналитической системы
ОИАС, с одной стороны, является операционной средой для внедрения экологически эффективных технологий, с другой — автоматизированной организационно-технической системой, функционирующей в глобальной сети Интернет, оснащенной собственной автоматизированной информационно-справочной системой с возможностью контекстного структурированного поиска и показа научно-технических и учебно-презентационных материалов с необходимой степенью детализации (информационно-выставочный модуль).
В ходе реализации проекта в Российской Федерации создается информационная система открытого типа в интернет-среде в виде Международного реестра наилучших доступных природоохранных технологий, содержащего информацию из различных стран мира о технологических решениях, позволяющих решать возникающие экологические проблемы, снижать воздействие жизнедеятельности человека и промышленного производства на экосистемы регионов (рис. 2).
Рис. 2. Структура «Атласа наилучших доступных природоохранных технологий» (НДПТ)
Атлас НДПТ позволит:
При формировании российской базы данных по НДТ в обращении с отдельными потоками отходов и по НДТ, используемым в различных режимах обработки отходов, потребуется включение части документов справочников по наилучшим доступным технологиям BREF (Best Available Technique Reference Notes), таких как: «Waste Treatments Industries» (Промышленная переработка отходов), «Waste Incineration» (Сжигание отходов), фрагменты из BREF «Emissions from Storage» (в части общих подходов и временного хранения ТБО), «Economics and Cross-media Effects» (в части методологии выбора НДТ с учетом влияния на окружающую среду), «General Principles of Monitoring» (в части мониторинга состояния полигонов ТБО), «Energy Efficiency» (в части методологии выбора НДТ с учетом количественной оценки энергоэффективности технологий; в части методологии выбора НДТ с учетом количественной оценки энергоэффективности технологий), «Cement, Lime and Magnesium Oxide Manufacturing Industries» (в части сжигания ТБО в цементных печах), «Pulp and Paper Industry» (в части утилизации макулатуры).
ОИАС позволит руководителям исполнительной власти регионального уровня принимать обоснованные управленческие решения по использованию тех или иных существующих технологий для решения экологических проблем региона. Система является необходимым инструментом управления отходами производства и потребления, служит средством информирования заинтересованных лиц, в том числе ученых, инженеров, бизнесменов, об основных тенденциях развития соответствующих технологий, основных международных мероприятиях в этой сфере.
С. В. Мещеряков, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Промышленная экология» Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина;
В. А. Марьев, национальный координатор проектов ЮНИДО, Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации;
Е. Н. Музафаров, д.б.н., профессор, заведующий кафедрой биотехнологии Тульского государственного университета;
Ю. А. Шувалов, национальный эксперт ЮНИДО, Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации
Авторы
Д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Промышленная экология» Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина
Национальный координатор проектов ЮНИДО, Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации
Д.б.н., профессор, заведующий кафедрой биотехнологии Тульского государственного университета
Национальный эксперт ЮНИДО, Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.