озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
В предпоследний день зимы, 28 февраля 2012 года, в сфере отраслевого профессионального образования произошло знаковое событие. Всего через два года после открытия первого тематического класса в профессиональном колледже № 19 появилась вторая полноценная площадка для обучения специалистов — Центр микроклимата и автоматизации зданий.
Центр микроклимата и автоматизации зданий при колледже № 19 — удивительное учебное заведение, созданное практически с нуля несколькими специалистами из климатических компаний и отраслевых ассоциаций. Почти пятнадцать лет эти энтузиасты наблюдали за тем, как растет кадровый голод в отрасли, как увеличивается разрыв между старыми и молодыми специалистами, как рушится преемственность. Закрылись многие предприятия, формировавшие заказ на квалифицированных токарей, слесарей, фрезеровщиков. Престиж рабочих специальностей упал настолько, что профессионально-технические училища были вынуждены закрывать специальности одну за другой. В 2005 году ПТУ превратили в колледжи, однако это не решило ни проблемы набора студентов, ни дефицита квалифицированных кадров. Именно в таких условиях произошла судьбоносная встреча группы энтузиастов и руководства колледжа № 19. Директор колледжа № 19 Ходас И. С., первым поприветствовавший собравшихся на торжественном открытии, уверен: именно с этого знакомства началось возрождение колледжа и рабочих специальностей.
И.С. Ходас, директор колледжа №19
Спустя несколько лет все желающие могут на примере Политехнического колледжа № 19, поставлявшего ранее специалистов для КБ Туполева, убедиться в том, что при наличии определенных знаний и энергии проблемы профессионального образования в России могут и должны быть решены. Когда в колледже усилиями инициативной группы началось формирование новых специальностей, о государственной поддержке подобных начинаний в сфере профессионального образования можно было только мечтать, вся надежда была лишь на гигантов индустрии. Первой откликнулась компания Samsung Electronics. Именно эта компания первой обратила внимание на бедственное положение с квалифицированными кадрами в отрасли HVAC&R. Она стала первым социальным партнером колледжа, передала колледжу современное климатическое оборудование, помогла в создании материально-технической базы, предоставила свои учебные методики и опыт штатных специалистов для помощи в создании отраслевых курсов и даже помогла с набором слушателей. За это время на оборудовании Samsung отточили свои профессиональные навыки сотни подростков и взрослых (только за 2011 год программу повышения квалификации освоили 350 взрослых специалистов, более 100 вчерашних школьников получают сейчас новые востребованные профессии).
Ресурсы Samsung Electronics когда-то помогли становлению нового перспективного направления. Да и сотрудники корейского гиганта (а это действительно гигант — Samsung занимает 17-е место в глобальном мировом рейтинге компаний!) по достоинству оценили выгоды от продолжающегося уже третий год сотрудничества. В свете этого вовсе не удивительно, что новая площадка также началась с современного учебного центра Samsung. «Наш подход в корне отличается от подхода многих других компаний, которые сосредоточены на обучении только собственного персонала и не придают значения развитию отрасли в целом. Учебный центр кондиционирования Samsung ничем не будет уступать самым передовым европейским аналогам. Он не только поможет молодым людям получить специальность, а профессионалам повысить квалификацию, но и подтолкнет всю отрасль вперед благодаря новым разработкам и их внедрению на рынок», — сказал на открытии новой площадки Михаил Чеглаков, менеджер по системам кондиционирования компании Samsung Electronics.
Михаил Чеглаков, менеджер по системам кондиционирования компании Samsung Electronics
Как и прежде, новый учебный центр предназначен для обучения студентов колледжа и слушателей курсов повышения квалификации особенностям подбора, проектирования, монтажа и сервисного обслуживания кондиционеров Samsung. Три просторных помещения, каждое — со своими уникальными функциями: офис и комната отдыха, комфорт в которой создается с помощью оборудования Samsung, сектор бытовых систем и сектор полупромышленных систем кондиционирования. В секторе бытовых систем собраны кондиционеры серии RAC (Room Air Conditioners) всех ценовых категорий, от «стандарта» до «премиум», с инвертором и без него. Все кондиционеры заправляются озонобезопасным фреоном R410А, инверторные модели имеют самый высокий класс энергоэффективности (COP до 5,2). Сектор полупромышленных систем оборудован как относительно простыми кондиционерами серии CAC (Ceiling Air Conditioners), так и новыми мощными мультизональными системами DVM Plus IV с внутренними блоками различного исполнения. Все установленное оборудование имеет продвинутое современное управление, реализованное на едином щите с использованием различных пультов управления, выпускаемых Samsung.
Фотографии дадут читателю полное представление о количестве климатического оборудования в учебном классе Samsung. Интересно, что в классе нет чисто демонстрационных блоков, все оборудование можно включить и проверить его работу. Часть кондиционеров специально предназначена для тренировки слушателей и студентов, а значит, может быть легко демонтирована и смонтирована вновь как полностью, так и частично. В течение курса это проделает каждый слушатель. Это означает, что после выпуска специалист будет точно знать, как собрать систему, какая деталь внутри блоков за что отвечает, что происходит при выходе ее из строя и как правильно осуществить замену. Именно это и является целью основателей Центра микроклимата и автоматизации зданий, выходцев из климатических компаний и отраслевых ассоциаций, хорошо знакомых с основными кадровыми проблемами отрасли. Методика обучения построена таким образом, что выпуск дипломированного, но неквалифицированного специалиста фактически исключен, а практический экзамен сразу отделяет практиков от теоретиков, причем последним в учебном центре при колледже № 19 дипломы не выдаются. И в компании Samsung, и в колледже № 19 уверены: качество и надежность работы любой климатической системы на девять десятых зависит не от завода-производителя, а от монтажника.
Заводы Samsung давно имеют программу контроля качества, поставившую само понятие брака на грань исчезновения, а вот монтажники, особенно монтажники бытовых систем кондиционирования, не обязаны следовать каким-либо нормам да и вообще как-либо учиться монтажу и сервису. При этом поломка всегда бросает тень на репутацию производителя — обычный пользователь кондиционера не сможет разобраться в ее истинных причинах да и не станет этого делать. В нашей стране пока нет системы обязательного обучения и аттестации монтажников климатических систем, однако в Европе такая система успешно работает, а поскольку в строительной отрасли мы стараемся следовать за Европой, есть надежда, что такая система будет введена и у нас. Но пока обязательных требований нет, компании и отраслевые ассоциации своими силами стимулируют участников рынка иметь дело лишь с квалифицированной рабочей силой. В частности, компания Samsung разработала программу авторизации установщиков ее оборудования, пройдя которую компания получает значительные преимущества от производителя, в частности, увеличенный втрое (с года до трех) срок гарантии на кондиционеры Samsung. Авторизованным установщиком, разумеется, может стать лишь компания, специалисты которой прошли обучение и располагают надлежащим инструментом.
Вячеслав Бахметьев, специалист Samsung
Отдельный разговор о специалистах, осуществляющих обслуживание систем кондиционирования. Как известно, для осуществления качественной сервисной поддержки необходимы две вещи: специалисты и запчасти. Поставки запасных частей Samsung успешно наладила, а вот с квалификацией «сервисников», по словам специалиста Samsung Вячеслава Бахметьева, до сих пор имеются серьезные проблемы. Старые специалисты ушли или растеряли знания, а новых как не было, так и нет. Новый учебный центр на базе колледжа № 19 — одна из немногих существующих сейчас возможностей подготовить квалифицированных специалистов по обслуживанию систем кондиционирования. Для этого в Центре имеются все необходимые материалы и инструменты, а также учебные методики, созданные при активном участии специалистов Samsung и крупнейших сервисных компаний отрасли.
Хотя колледж № 19 не обучает по программам высшего образования, учебно-методической и материально-технической базе Центра микроклимата и автоматизации зданий позавидует любой профильный институт. Руководителю Центра микроклимата и автоматизации зданий и этого направления в колледже Александру Любешкину, человеку, чьи энергия и опыт воплотились в каждом учебном стенде Центра, лучше всех известно, какой ценой удалось собрать такую базу и создать современные учебные программы. Процитируем же его слова, сказанные на открытии нового центра Samsung: «Спустя 15 лет кадровой неразберихи мы впервые можем говорить о возрождении важных, но забытых отраслевых специальностей. Наш первый выпуск специалистов 2011 года уже полностью трудоустроен, через два года мы получим второй выпуск, на который уже сейчас стоит очередь из работодателей. Все это не было бы возможно без поддержки всех наших социальных партнеров, и я благодарю их всех: Samsung, Ariston, Camfil Farr, Testo Rus, ЮНИДО, АПИК, НП «Зеленые стандарты», ММПП «Салют», ММЗ «Вымпел», Мосводоканал и все остальные компании и организации, поддержавшие наше общее дело». Добавить нечего. Спасибо!
Новая площадка Центра микроклимата и автоматизации зданий, частью которой является учебный центр Samsung, расположена по адресу: 107076, г. Москва, 1-й Зборовский переулок, дом 3. Телефон для консультаций — (495) 963–39–95, сайт Центра —
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.