Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Несправедливая доля

Несправедливая доля

Профессор Йельского университета Томас Погге пишет о том, что за победными реляциями экономистов из развитых стран об успехах в борьбе с мировой бедностью спрятано множество невыполненных обещаний и многочисленные случаи подтасовок и обмана.

Отсутствие дискриминации в экономической системе определяется двумя принципами. Во-первых, стартовые условия у всех людей должны быть приблизительно одинаковыми, чтобы все могли принимать участие в жизни общества. В наше время под это требование не попадают те, кто не умеет ни читать, ни считать, кто с детства живет, недоедая и болея. Подобные условия предопределяют неспособность или ограниченность участия в торгово рыночных или денежно-трудовых отношениях. Во-вторых, результаты экономического развития должны пропорционально распределяться между всеми членами общества. Этот принцип не соблюдается, например, в феодальных социумах, где разница в уровне доходов собственника недвижимости и наемного рабочего постоянно увеличивается независимо от интенсивности труда последнего.

Несправедливая доля

Несмотря на многочисленные высокопарные заявления об идеале справедливого устройства мировой экономической системы, мир в действительности движется в совершенно противоположном направлении. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с начала 1990 х годов количество хронически недоедающих людей постоянно увеличивается — в 2009 г. впервые за всю историю человечества их число составило один миллиард человек. В докладе Бранко Милановича говорится, что за 17 лет глобализации (с 1988 по 2005 год) доля доходов беднейших слоев мирового населения снизилась на треть (с 1,155 до 0,755 %), в то время как разница в уровне доходов между богатейшими 5 % населения и беднейшими слоями увеличилась на 61 %.

Эти сухие цифры портят радужную картину, которую хорошо обеспеченные экономисты рисуют для СМИ и общественности развитых стран. Но если мы действительно стремимся к справедливости, а не к ее видимости, нам необходимо набраться мужества посмотреть фактам в лицо и понять, как были сделаны все эти ошибочные заявления. Необходим пересмотр необоснованной оценки покупательской способности, данной Всемирным банком, согласно которой человека нельзя признать бедным, если на свои доходы он может приобрести в день столько еды, сколько в США можно купить на 83 цента. Необходимо понять ложность Целей развития тысячелетия, лучшей иллюстрацией которой служит первая и самая знаменитая Цель: к 2015 г. вдвое сократить долю населения, находящегося в условиях крайней нищеты.

Первая версия этой Цели была сформулирована в 1996 г. в Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности. В ней содержится обязательство с 1996 по 2015 год вдвое сократить долю голодающего населения. Вторая версия была сформулирована Генеральной Ассамблеей ООН в Декларации тысячелетия 2000 г. Она представляет собой обязательство к 2015 году «вдвое сократить долю населения, чей доход составляет менее одного доллара в день, и долю голодающего населения». Третья версия этого обещания, официальная формулировка первой Цели развития тысячелетия, представляет собой обязательство за период с 1990 по 2015 год вдвое сократить долю населения развивающихся стран, находящегося в условиях крайней нищеты.

Ключевое выражение последней формулировки — «К 2015 г. вдвое сократить долю населения, находящегося в условиях крайней нищеты» — значительно размывает изначальную суть обещания. При ориентировании не на количество, а на пропорциональное отношение выгодно используется прирост населения. Выгода увеличивается и за счет сравнения количества бедных с быстро растущим населением развивающихся стран, а не с населением планеты в целом. Еще одним выгодным решением было назначить датой отсчета 1990 г.: если население развивающихся стран к 2015 г. вырастет на прогнозируемые 146 % по сравнению с 1990 г., для того чтобы «вдвое сократить долю бедного населения», достаточно будет, если в действительности она уменьшится до 73 % от 1990 г. Это намного менее внушительно, чем уменьшение количества бедных до 50 % от этого числа в 1990 г. Отсчет с 1990 г. позволяет также причислить к результатам достижения Целей развития тысячелетия крупное сокращение бедности в Китае в 90-х гг.

Последние данные Всемирного банка о процессе изменения доли населения, находящегося в условиях крайней бедности, и последние данные ООН о приросте населения как нельзя лучше иллюстрируют эти ухищрения. Благодаря этим хитрым формулировкам количество людей, чья крайняя нищета в 2015 г. будет признана приемлемой или даже объявлена успехом, увеличилось на 484 миллиона человек. Увеличение доли населения, находящегося за чертой бедности, на 484 миллиона человек означает ежегодный рост числа преждевременных смертей по причинам, вызванным бедностью, на 6 миллионов.

Еще более удивительно, что, несмотря на очевидную лживость этих переформулировок, ни одна из них не вызвала не только протеста, но даже каких-либо замечаний со стороны политиков, чиновников и экспертов (в том числе и из развивающихся стран), в задачу которых входит борьба с бедностью.

Никто из них не рискнул своей карьерой во имя защиты бедных, потребовав от мировой элиты выполнения своих обещаний.

Судя по событиям последних 20 лет, непохоже, чтобы мировая элита стремилась вызволить людей из бедности. Если бы рост доходов беднейшей четверти человечества хотя бы держался наравне с ростом мирового среднедушевого дохода, если бы у них остались хотя бы те 1,155 % от мировых доходов, в 2005 г. их доходы были бы на 49 % больше, чем в действительности. Пока условия участия в мировой экономике остаются далекими от понятия справедливости, положение дел беднейшей части человечества остается далеким от значительного улучшения. Несмотря на все заявления множества общественных организаций и международных агентств развития, в действительности то, что происходило с малообеспеченными слоями мирового населения за последние 20 лет, иначе как геноцидом назвать нельзя. Пока мы не поймем, как это произошло, мы не сможем исправить положение дел в эпохе после достижения Целей развития тысячелетия.

Что мы сделали не так?

Несправедливая доля

Масштабы крайней нищеты в мире (если она вообще признается) объясняются, как правило, двумя факторами: коррумпированностью и диктатурой режимов во многих бедных странах и «дырявым ведром», куда уходит вся помощь развивающимся странам. В обоих объяснениях содержится зерно истины. Однако в первом случае нет объяснения такого высокого показателя распространения коррумпированных и диктаторских режимов, а во втором — почему попытки распределения доходов между бедными слоями населения терпят неудачу, причем очень быстро.

Мое мнение по этому поводу можно выразить, перефразировав метафору: средства бедных — это дырявое ведро, постоянно опустошаемое внушительным оттоком капитала, что сводит на нет и без того ничтожную помощь на развитие. Мы так гордимся оказываемой нами помощью, хвалимся 15 миллиардами долларов, ежегодно выделяемыми странами ОЭСР на оказание базовых социальных услуг в бедных странах. Но при этом мы игнорируем гораздо большие суммы, изымаемые нами у бедных без всякой компенсации. Давайте посчитаем.

Во-первых, сами развитые страны и компании, основанные в них, покупают у руководителей развивающихся стран природные ресурсы в огромных количествах и при этом совершенно не заботятся о том, как эти руководители пришли к власти и какие порядки в своей стране они поддерживают. Во многих случаях это означает содействие хищению этих ресурсов у их истинных владельцев — граждан страны. Также это обогащает диктаторов и таким образом укрепляет диктатуру: тиран продает природные ресурсы, принадлежащие его подданным, а на вырученные средства покупает оружие, необходимое для усмирения своих же подданных.

Во-вторых, банки развитых стран ссужают деньги подобным руководителям и требуют уплаты долгов от населения страны даже после смены руководства. Многие бедняки до сих пор выплачивают кредиты, взятые против их воли такими диктаторами, как Сухарто в Индонезии, Мобуту в Демократической Республике Конго и Абача в Нигерии. И снова мы содействуем краже, перекладывая бремя долга на доведенное до нищеты население.

Несправедливая доля

В-третьих, развитые страны содействуют в присвоении средств чиновниками менее развитых стран, позволяя своим банкам принимать такие средства. Этого легко можно было бы избежать, если использовать практику строгой отчетности, направленную на выявление средств, подозреваемых в связи с терроризмом или оборотом наркотиков. В настоящий момент банки принимают и управляют присвоенными средствами, причем привлекательность банков для подобных нелегальных депозитов обеспечивается правительством. Согласно данным Global Financial Integrity (GFI), за период с 2000 по 2008 г. менее развитые страны таким путем ежегодно теряли по меньшей мере 342 млрд долл. США.

В-четвертых, развитые страны содействуют уклонению от налогов в менее развитых путем либерализации бухгалтерских стандартов для международных корпораций. С тех пор как было отменено требование предоставления отчетности по каждой стране, корпорации могут легко манипулировать отпускными ценами в своих филиалах, концентрируя доходы в странах с наиболее выгодным налогообложением. В результате они могут представить дело так, что в стране, в которой они покупают, производят или продают товары или услуги, не получают прибыли, концентрируя вместо этого свои доходы в странах с льготным режимом налогообложения, присутствуя там только на бумаге. Согласно данным GFI, за период с 2002 по 2006 г. менее развитые страны таким образом ежегодно теряли 98,4 млрд долл. США.

В-пятых, развитые страны несут ответственность за непропорциональное загрязнение окружающей среды. Выбросы парниковых газов в этих странах являются непосредственной причиной серьезных заболеваний, природных катастроф, повышения уровня моря и изменения климата, в то время как более бедные страны в этом неповинны. В недавнем докладе Глобального гуманитарного форума под председательством Кофи Аннана указывается, что изменение климата оказывает серьезное влияние на здоровье 325 миллионов человек и является причиной ежегодных убытков в размере 125 млрд долл. США. Также изменение климата является причиной 300 000 смертей в год, 99 % которых приходится на развивающиеся страны.

И наконец, развитыми странами был создан мировой торговый режим, изначально предназначенный для получения общей выгоды от установления свободного и открытого рынка. Однако этот режим поддерживается за счет позволения богатым странам продолжать защиту своих рынков путем введения тарифов и антидемпинговых пошлин, а также увеличивать свою долю на мировом рынке путем предоставления экспортных кредитов и субсидий (включая около 300 млрд долл. США, ежегодно вкладываемых в сельское хозяйство), которые бедные страны не в состоянии себе позволить. В силу того что в развивающихся странах производство требует большей интенсивности труда, чем в развитых, подобные протекционистские меры уничтожают больше рабочих мест, чем создают.

Все вместе эти факторы создают мощное препятствие развитию бедных стран. Это сводит на нет результаты общественной и частной помощи иностранным государствам, оставляя бедные страны «за бортом» мировой экономики и не позволяя им получать прибыль, пропорциональную мировому экономическому росту.

Проблему можно попытаться решить значительным увеличением помощи развивающимся странам, однако это не просто непрактично, а неприемлемо. Гораздо лучшим решением было бы проведение организационных реформ, направленных на прекращение противодействия развитию бедных стран.

Making It № 7, III квартал 2011 г.

Правила использования статей

© 2010 - 2025, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.