озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Беседа с генеральным директором СРО НП «ИСЗС–Монтаж» Ф. В. Токаревым о выводе ГХФУ
Успешный вывод озоноразрушающих веществ из обращения невозможен без активного участия компаний, устанавливающих и обслуживающих климатическое и холодильное оборудование. Большая их часть объединена в саморегулируемые организации. Одна из ведущих СРО в этой области — НП «ИСЗС–Монтаж», в нее входит более пятисот таких компаний. Мы беседуем с генеральным директором НП «ИСЗС–Монтаж» Феликсом Владимировичем Токаревым о возможных путях участия СРО в Проекте ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России по выводу ГХФУ.
— Феликс Владимирович, начнем с главного — поддерживает ли Ваша СРО вывод ГХФУ, готова ли участвовать в этом процессе?
— Мы понимаем важность выполнения Российской Федерацией международных обязательств в этой сфере и просто не можем не поддерживать Проект ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России. К тому же вопросы организации системы государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ (ОРВ) и содержащей их продукции напрямую касаются деятельности компаний, входящих в нашу СРО. Так или иначе, мы уже участвуем в проекте. В полной мере делать это пока не получается из-за несовершенства нормативной базы, однако, если наши предложения будут приняты, мы сможем помочь проекту всеми своими ресурсами и возможностями.
— Недавно Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), куда входит и Ваша СРО, принята система аттестации специалистов. Учтены ли в ней вопросы обращения с озоноразрушающими веществами?
— Пока система аттестации НОСТРОЙ и действия ЮНИДО в рамках проекта, к сожалению, связаны мало. Причина проста: еще нет ни соответствующих программ повышения квалификации специалистов, работающих с ОРВ, ни программ их аттестации. На сегодняшний день работы с ОРВ не входят в Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, из приказа Минрегионразвития России № 624. В связи с этим у саморегулируемых организаций нет правовой основы для контроля квалификационного состава фирм, специалисты которых работают с хладагентами и в частности с ОРВ. Технически добавить в реестр экзаменационных вопросов еще одну группу несложно, однако для этого необходимо проделать много предварительной работы — внести дополнения в юридическую базу строительного саморегулирования. Как только она будет в нужной стадии, можно будет говорить об учете озоновой проблематики в системе аттестации специалистов компаний — членов СРО.
— Хорошо, а как обстоит дело со стандартами и нормами? Вы же, насколько мы осведомлены, подготовили для НОСТРОЙ много стандартов, касающихся инженерных систем, и три из них, в том числе один, посвященный монтажу сплит-систем, уже приняты.
— Да, действительно, нормотворческая деятельность в нашей СРО имеет высокий приоритет. Мы используем опыт ведущих специалистов, работающих в компаниях, входящих в СРО, и на его основе создаем совершенно новый для нас тип стандартов — монтажные стандарты. До сих пор отечественные нормы в области инженерных систем были предназначены в основном для проектировщиков.
Конечно, для полноценной реализации проекта по выводу ГХФУ необходимо внести изменения в существующие стандарты и нормативы, касающиеся проектирования, монтажа и эксплуатации климатического и холодильного оборудования. Так как мы имеем положительный опыт разработки соответствующих норм и стандартов, мы могли бы помочь и в этом. Однако есть несколько серьезных вопросов, которые перед этим необходимо разрешить. Вот, скажем, пропишем мы необходимость сбора старого фреона, добавим в перечень оборудования станцию эвакуации, монтажники в полном соответствии с указаниями специалистов собрали фреон — а дальше что? Ведь нужна как минимум сеть сбора и утилизации ОРВ! Нельзя ожидать, что при ее отсутствии кто-то будет собирать непригодный к дальнейшему использованию фреон. Можно с уверенностью сказать, что в случае отсутствия у монтажника альтернативы в виде простых и эффективных решений все ОРВ, содержащиеся в выбрасываемом или модернизируемом оборудовании (а это не только гидрохлорфторуглероды, но и намного более опасные для озонового слоя хлорфторуглероды), неизбежно окажутся в атмосфере.
— Если бы дело касалось только ГХФУ из отслуживших свое систем…
— Точно подмечено. Новые системы — отдельная забота. Специалисту компании, учитывающему только технические характеристики оборудования, зачастую выгоднее порекомендовать заказчику систему на R22. Ведь, с точки зрения холодильщика, недостатков у R22 почти нет… А о международном положении в этой сфере, как вы, наверное, догадываетесь, осведомлены немногие. При отсутствии запрета на ввоз такого оборудования в страну завозятся мегаватты холода на ГХФУ. При этом руководители большинства компаний просто не задаются вопросом, что будет с таким оборудованием через четыре года, когда наступят действительно тяжелые для ГХФУ времена, по сравнению с которыми прошлогодний дефицит покажется детской игрой. Поставили — а дальше хоть трава не расти. Такой подход, к сожалению, характерен даже для крупных и опытных участников нашего рынка — что уж говорить о небольших компаниях…
В этих условиях мы полагаем необходимым скорейшее введение запрета на ввоз и производство оборудования, работающего на ГХФУ. Это в интересах всех цивилизованных участников рынка, хотя не все сейчас это в полной мере осознают. В противном случае к 2015 году установленное оборудование будет просто нечем легально дозаправлять.
Кроме того, необходимо в срочном порядке разработать механизм квотирования импорта и производства ОРВ. Его отсутствие не позволяет нормально работать и планировать свою деятельность ни одной серьезной компании, не говоря уже о созданных нынешним неоднозначным положением возможностях для разного рода злоупотреблений.
— Вы говорите, что многие специалисты просто не осведомлены о политической ситуации, сложившейся вокруг запрета ОРВ, об угрозе, которую эти вещества представляют для окружающей среды. Как считаете, есть ли способ изменить сложившееся положение и донести до профессионалов все то, о чем мы говорим?
— Сначала давайте определимся, как всех этих специалистов идентифицировать, ведь речь идет о тысячах людей. С учетом того, что сейчас высшее образование необходимо лишь тем специалистам, на которых оформляются допуски для выполнения тех или иных работ, полагаю, мы не в состоянии ответить на вопрос «до кого нужно доносить?». Проще говоря, нельзя определить, кто именно работает с ОРВ, а кто — нет. Поэтому параллельно с разработкой и внедрением всего того, о чем мы говорили выше, необходимо создать реестр специалистов, работающих с хладагентами. Говорю «с хладагентами», потому что не вижу смысла особенно выделять тут ГХФУ, ладно, R22 опасен только для озонового слоя, но вот перспективные заменители — такие как аммиак, углеводороды, даже углекислый газ — могут нанести потенциально куда больший вред. Считаю, нет смысла учить специалистов только обращению с ГХФУ — нужно обучать обращению со всеми опасными веществами, применяемыми в качестве хладагентов.
— Мы говорим только о тех специалистах, что упомянуты в законах о саморегулировании в строительстве? Об инженерно-техническом составе?
— Начать стоит, разумеется, с ИТР, тем более что Национальное объединение строителей, в которое входит и наша организация, имеет положительный опыт создания такой системы по всей России, и мы готовы оказать содействие в реализации такой программы в рамках Проекта ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России. Потом можно будет задуматься об обязательном учете монтажников и других рабочих, имеющих доступ к хладагентам.
Скажем так: без создания единого реестра и системы аттестации инженеров выполнение обязательств России по Монреальскому протоколу технически невозможно, а если в дополнение к такому реестру будет создан еще и реестр аттестованных квалифицированных монтажников — это сильно ускорит и упростит внедрение новых для нашей отрасли веществ. К тому же это в целом положительно повлияет на качество работы отрасли. Ведь, по самым скромным оценкам, до 70 % монтажников официально никто никогда ничему не учил.
Стоит также подумать о создании своего рода «реестра потребителей ОРВ».
— Вы имеете в виду учет работающих на R22 систем? Но как это технически возможно, ведь таких систем по стране миллионы и большая их часть вообще нигде не отмечена?
— Я говорю скорее о системе мониторинга потребителей ОРВ. Нужно наладить сбор данных по потреблению ОРВ от производителей продукции, импортеров, крупных потребителей, использующих ОРВ для собственных нужд. Соответствующую нашей сфере деятельности информацию мы могли бы получать напрямую от членов саморегулируемой организации, но опять-таки строго при наличии соответствующей нормативной базы. Сейчас я такую информацию собирать просто не имею права.
Задача создания такой системы кажется сложной, но она ненамного сложнее создания реестра специалистов.
— И во всех этих процессах Ваша СРО готово участвовать?
— У нас, как я уже говорил, небольшой выбор. Наша задача — защищать интересы как потребителей, так и — в первую очередь — наших членов. Несмотря на то что многие предлагаемые нами меры кажутся попыткой излишне бюрократизировать работу в отрасли, мы считаем, что эти меры необходимы компаниям, работающим на этом рынке. Поясню. От международных обязательств нам никуда не деться, выполнять их придется, в то же время если не сделать всего вышеперечисленного, в 2015 году будет так же, как было в 2010-м: внезапно «упадет» на всех запрет на использование R22 — и пиши пропало. Начнется контрабанда, начнутся взятки, в общем, ситуация будет намного хуже, чем получилось в прошлом году, когда был фактически запрещен импорт R22. В то же время, если к этому подготовиться, никаких особых проблем у компаний в 2015 году не будет. Откуда им взяться, если квалифицированные специалисты давно освоили природные хладагенты, новое оборудование на ГХФУ не завозится, а старое постепенно выводится из эксплуатации? Попутно это позволит очистить рынок от многочисленных «черных монтажников», от которых серьезным компаниям одна головная боль, а также даст возможность отрасли повысить технологический и образовательный уровень.
Мы готовы оказать посильное содействие Минприроды России и ЮНИДО в реализации наших и других предложений в рамках реализации Проекта ЮНИДО/ГЭФ/Минприроды России. Однако объем нашего содействия будет в большей мере зависеть от принятых законодательных мер.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.