озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
22 июня 2011 года на заседании Правительства Российской Федерации состоялось рассмотрение вопроса «Об организации системы государственного регулирования оборота на территории Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции». Необходимость этого была обусловлена новым этапом обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, в отношении «переходных» озоноразрушающих веществ (ОРВ) — гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), а также начавшейся практической реализацией мер, предусмотренных в рамках созданного Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Участники заседания согласились с предложением министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю. П. Трутнева о необходимости принятия дополнительных мер государственного регулирования оборота ОРВ в Российской Федерации, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. В перечень предложенных мер вошли:
Предполагается, что работа по организации оборота ОРВ и содержащей их продукции на территории Российской Федерации начнется с внесения в августе 2011 года Минприроды России в Правительство Российской Федерации соответствующих проектов нормативных правовых актов (постановлений), касающихся как организационных аспектов государственного регулирования оборота этих веществ, так и унификации процедур в части, касающейся ОРВ и содержащей их продукции в рамках Таможенного союза.
Одновременно ожидается, что МИД России, Минприроды России, Минэкономразвития России и Минпромторг России начнут проработку с уполномоченными органами Республики Беларусь и Республики Казахстан вопроса о возможности совместного выполнения государствами — членами Таможенного союза обязательств по Венской конвенции и Монреальскому протоколу.
На заседании Правительства Российской Федерации Минприроды России, МИДу России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено обеспечить участие в работе Координационного комитета Проекта Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» (Проект ЮНИДО/ГЭФ). В рамках реализации этого эколого-технологического проекта предполагается создать институциональные и инвестиционные предпосылки для осуществления конверсии ряда отраслей российской экономики на вещества и технологии, безопасные для озонового слоя и климата планеты.
ФТС России, Росгранице и Минприроды России предстоит подготовить и осенью 2011 года представить в Правительство Российской Федерации предложения по:
Реализация этих мер позволит улучшить работу по предотвращению контрабандного ввоза ОРВ на территорию Российской Федерации, а пропуск ОРВ через таможенную границу, по-видимому, будет разрешен только в пунктах пропуска, расположенных в городах Владивосток, Хабаровск, Новороссийск, Калининград и Санкт-Петербург. Возможно, работа по усилению таможенного контроля трансграничного перемещения ОРВ будет унифицироваться в рамках Таможенного союза.
На заседании Правительства Российской Федерации МВД России, ФТС России, Минприроды России и Минпромторгу России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было также поручено обеспечить совместную реализацию мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабандного ввоза и реализации на внутреннем рынке ОРВ.
С учетом необходимости обеспечения важнейших видов применения ОРВ в Российской Федерации Минздравсоцразвития России, Роскосмосу, Минобороны России, Минпромторгу России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти было поручено:
Координация указанных выше работ была возложена на Минприроды России.
Минпромторгу России, Минприроды России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было поручено подготовить и представить осенью 2011 года в Правительство Российской Федерации предложения о мероприятиях, направленных на поэтапный отказ от производства оборудования и изделий, в которых используются ОРВ, и переход к 2015 году на производство озонобезопасного оборудования и изделий. По всей видимости, указанным выше министерствам предстоит разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке Национальный план действий по поэтапному прекращению производства и потребления гидрохлорфторуглеродов в Российской Федерации в 2012–2015 годах и на период до 2020 года. Наличие такого документа позволит минимизировать потенциальные негативные последствия для российской экономики мер, предпринимаемых для выполнения Монреальского протокола, а также обеспечить сбалансированный подход существующих в настоящее время производителей и потребителей ОРВ к конверсии на озонобезопасные вещества и технологии.
На заседании Правительства Российской Федерации было признано целесообразным возложить на Минприроды России с участием Минпромторга России и Росстандарта:
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации на заседании Правительства Российской Федерации было рекомендовано при разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами предусматривать включение мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры по рекуперации и регенерации ОРВ, в целях создания резервных запасов рециклированных ОРВ для бесперебойного функционирования оборудования в условиях сокращения уровня их производства и потребления.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.