озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Этим материалом мы начинаем серию публикаций, в которых главный редактор журнала «ЮНИДО в России», директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации Сергей Анатольевич Коротков ответит на наиболее часто задаваемые ему вопросы. Сегодняшняя беседа посвящена способам финансирования международных организаций.
— Сергей Анатольевич, прежде чем говорить о финансировании, наверное, следует определиться с понятием «международная организация»?
— Весьма разумное предложение. В нашей деятельности этим термином обозначают некоммерческие организации, действующие в нескольких странах и учрежденные межправительственными соглашениями. Распространяется понятие и на специализированные отделения таких организаций.
— Каким образом Европейская комиссия может финансировать работу международных организаций?
— Деятельность международных организаций Еврокомиссия может финансировать одним из двух способов: с использованием схемы совместного управления или путем выдачи грантов. Какая конкретно схема будет применяться, зависит от ряда факторов.
— В чем отличие этих методов финансирования?
— Совместное управление подразумевает, что Еврокомиссия делегирует международной организации решение неких задач и выделяет деньги для этого. В этом случае средства передаются напрямую. Схема предоставления грантов применяется, когда инициатором каких-либо мероприятий выступает сама международная организация. В этом случае Еврокомиссии необходимо провести конкурс заявок или, в исключительных случаях, обосновать выдачу гранта. Для совместного управления же достаточно только решения соответствующего должностного лица.
Кроме того, при совместном управлении организация имеет право использовать собственную форму отчетов о расходовании средств, требования к такой отчетности существенно мягче, чем при финансировании посредством грантов, — в этом случае должна использоваться форма, указанная в заявке на грант.
И наконец, в случае совместного управления отсутствуют ограничения на выделение международной организацией финансовых средств третьим лицам.
— Отличаются ли требования к организациям, которые могут получать финансирование по схеме совместного управления, от предъявляемых к тем, кто рассчитывает на получение грантов?
— Для получения финансирования по схеме совместного управления международная организация должна в первую очередь отвечать определению «Финансового регламента» и применять в своей деятельности стандарты, отвечающие международно признанным критериям.
При этом в решении задачи, на которое выделяется финансирование, должны участвовать два донора, объединяющих свои средства без указания конкретных статей расходов (одним из доноров может выступать сама международная организация). Как вариант такой проект должен реализовываться совместно с международной организацией или в рамках заключенного с ней долгосрочного рамочного соглашения.
Что касается предоставления грантов, то в исключительных случаях, предусмотренных в статье 168 «Порядка реализации», таких как гуманитарная деятельность, кризисное регулирование, урегулирование экстренных ситуаций, грант предоставляется без организации конкурса заявок. Также международная организация может получить грант вне конкурса, если она является монополистом в сфере, к которой относится решаемая задача. При этом должностное лицо, принявшее решение о выдаче гранта, должно в установленном порядке обосновать его. Следует отметить, что организации, рассчитывающие на выдачу гранта по основаниям, предусмотренным в статье 168, по статусу ничем не отличаются от любых других получателей грантов. Так, при определении монопольного положения международной организации представители Еврокомиссии должны убедиться в отсутствии других организаций, как общественных, так и частных, способных решить данную задачу.
Если с задачей можно справиться в рамках финансирования по схеме совместного управления, то грант на ее решение выдавать не рекомендуется.
— Сергей Анатольевич, Вы можете раскрыть значение термина «совместное управление»? Что он означает в данном случае?
— Как я уже говорил ранее, совместное управление — это особый метод финансирования деятельности международных организаций, в рамках которого Еврокомиссия делегирует этим организациям решение некоторых задач.
Совместное управление вовсе не означает, что Еврокомиссия участвует в решении задачи наравне с международной организацией. На самом деле она осуществляет только контроль и проверку в соответствии с «Финансовым регламентом». Все остальные вопросы международная организация решает самостоятельно.
«Совместность» же заключается в том, что инициатором решения задачи и конечным контролером результатов является Еврокомиссия, а подотчетным ей исполнителем — международная организация.
— Вы говорили, что международная организация, желающая получить средства в рамках совместного управления, должна соответствовать международно признанным критериям. Не могли бы разъяснить, каким образом Еврокомиссия оценивает соответствие этим критериям?
— Соответствие организации международно признанным критериям может быть установлено по результатам проверки, проведенной ранее авторитетной службой. Если же такая проверка еще не проводилась, то должностное лицо, ответственное за оценку организации, устанавливает соответствие критериям по четырем направлениям: отчетность, аудит, контроль и снабжение.
Если у Еврокомиссии уже есть положительный опыт долгосрочного сотрудничества с международной организацией, то эта организация вносится в список прошедших проверку.
— А если результаты проверки по четырем направлениям были неудовлетворительны — возможна ли работа по схеме совместного управления?
— К сожалению, только удовлетворительный результат проверки может служить гарантией соответствия проверяемой организации международно признанным критериям, и такое соответствие является одним из основных требований работы по схеме совместного управления.
— Как международная организация может получить грант?
— Решение о предоставлении гранта принимается по результатам конкурса заявок. В исключительных случаях, о которых я говорил ранее, конкурс не проводится.
— Имеет ли международная организация право выдавать подчиненные гранты третьим лицам из средств, полученных от Еврокомиссии в рамках одной из обсуждавшихся схем финансирования?
— Что касается схемы совместного управления, то, как я уже сказал, одно из ее преимуществ — отсутствие ограничений на передачу полученных средств третьим лицам. Есть такая возможность и при финансировании посредством грантов. Но, во-первых, выдача подчиненных грантов не должна быть основной целью получения гранта. Во-вторых, максимальная сумма, которую международная организация может передать третьим лицам, составляет 100 000 евро, причем на каждого отдельного получателя не может приходиться более 10 000 евро.
— Огромное спасибо за консультацию!
Автор
Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, главный редактор вестника «ЮНИДО в России», руководитель Промышленного инновационного клуба
© 2010 - 2025, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.