озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
В 2018 году компании Panasonic исполнится 100 лет. Ее президент Фумио Оцубо поставил перед подчиненными задачу: стать к этому сроку экоинновационной компанией № 1 в индустрии электроники. Мы не могли обойти вниманием будущего эколидера рынка и побеседовали об экологических инициативах с руководителем департамента продвижения продаж компании Panasonic Rus Сергеем Кожевниковым.
— Сергей, скажите, что значит «стать экоинновационной компанией № 1», как это понимают в Panasonic?
— Мы должны быть впереди всей индустрии в плане экологических инноваций. Это означает активное внедрение экологичных продуктов, ведение экологичного бизнеса, использование системных решений, которые наиболее полно отвечают экологическим нормам. Кроме того, важное значение имеет продвижение экотематики в умы как подрастающего поколения, так и взрослых, ну и, конечно, самих сотрудников компании Panasonic.
В России у нас есть несколько проектов. В частности, недавно я вернулся с Селигерского форума для молодежи, где мы поддерживаем, ведем и развиваем экологическую тему. Ведь на Селигере сейчас собираются те, кто через 10–15 лет будет управлять страной, и для них у нас есть специальная образовательная программа, которая охватывает как общие понятия о глобальном потеплении, о биоразнообразии, о влиянии человеческой деятельности на него, так и вполне конкретные экологические мероприятия. У нас есть что предложить, ведь корпорация Panasonic после вхождения в ее состав компании Sanyo владеет передовыми солнечными технологиями. Кроме того, множество энергосберегающих и экологически полезных решений изобретено и активно применяется в продукции Panasonic. Например, в инверторных кондиционерах, о которых вестник «ЮНИДО в России» писал в прошлом номере. У нас есть также разработанные технологии распределения и хранения электричества, которые невероятно важны для энергосистем будущего.
— А как экологическая философия формулируется внутри самой компании?
— Мы разработали особые экоидеи для жизни и для бизнеса. Для стабильного и комфортного стиля жизни в гармонии с окружающей средой используется концепция «экоидеи для жизни». А «экоидеи в бизнесе» направлены на создание технологий, позволяющих уменьшить вредное воздействие производства на экологию, а также максимально эффективно использовать природные ресурсы и энергию.
Мы считаем важным направлением инвестиции в сохранение окружающей среды. Наша компания стремится не только предоставить потребителю максимально качественный продукт, но и произвести его без ущерба природе, а также постараться, чтобы вред не был нанесен в процессе использования продукта. Для этого корректируются и технологии производства, и подходы к проектированию. Более того, из-за возможного вреда для окружающей среды Panasonic уже приходилось отказываться от потенциально прибыльных проектов.
Сейчас в Японии компания построила экспериментальный дом EcoHouse, который не потребляет электрическую энергию извне. В нем установлены солнечные батареи, аккумуляторы, автоматическая система «умного распределения» электричества, но самое главное — вся бытовая техника Panasonic, установленная в доме, максимально энергоэффективна и позволяет сберечь максимум ресурсов. Конечно, пока это лишь эксперимент, и эксперимент недешевый, но он показывает, что уже сейчас можно снизить до нуля выбросы CO 2 в процессе эксплуатации бытовой техники. Следующая наша задача — удешевить такие технологии.
— Но ведь Вы сами подчеркнули, что технологии пока недешевы. Для того чтобы более дорогие, но менее вредные технологии пользовались спросом, надо менять психологию потребителей…
— Безусловно. И мы этим также занимаемся. К примеру, компания реализует проект для школьников, «Kid Witness News КиноСТАРТ» (
— Как думаете, велика ли разница в эко-мышлении между Россией и Японией? И в чем она заключается?
— Разница, конечно же, очень велика. Россия — страна большая, в ней много лесов, полей и рек, в отличие от Японии, где из природных ресурсов есть только вода, остальное приходится завозить. Соответственно, если в Японии бережное отношение к ресурсам уже, можно сказать, сформировалось, то в России о таком говорить пока рано. Но мы уверены, что нам удастся «заразить» общество мыслью, что любые ресурсы, как бы много их ни было, стоит беречь. Это вполне возможно, что видно хотя бы на примере российской части нашей компании. Каждый год мы проводим так называемый семейный день, когда все сотрудники собираются на корпоративное мероприятие с семьями, с детьми. В этом году такой день имел четко выраженную экологическую направленность — мы выезжали в природный биосферный заповедник, расчищали там территорию, сажали деревья, помогали работникам ухаживать за животными… После таких акций наши сотрудники едут в школы или на тот же Селигер читать лекции и проводить семинары на экотематику, и говорят искренне, так как сами оценили и осознали важность экологического мышления. Только такое отношение позволит изменить мышление наших соотечественников.
В России мы активно продвигаем еще и тему спортивного, здорового образа жизни. Уже 20 лет Panasonic является спонсором Олимпийских игр. Считаем, что эти темы очень тесно связаны, ведь спорт — это не только Олимпиада в Сочи, это еще и универсиада, и чемпионаты мира по различным видам спорта, и даже дворовый спорт. Здоровый образ жизни и экология — понятия неразделимые.
— Какие технологии использует компания Panasonic для энергосбережения и экономии других видов ресурсов, например воды?
— Технологий очень много. У нас есть и товары для бизнеса, те же светодиодные экраны, потребляющие в десятки раз меньше обычного. Много интересного и в бытовой технике. Например, стиральные машины с наклонным барабаном, потребляющие меньше воды, чем обычная машина. У нас есть холодильники, которые спроектированы так, чтобы потребитель мог не держать дверь открытой долго: быстро взял продукты — и закрыл дверь, тем самым экономя энергию. Те же инверторы сейчас мы применяем не только в кондиционерах, но и в более простой бытовой технике.
— Но ведь все эти технологии стоят дополнительных денег… Влияет ли на нашего потребителя информация о том, что устройство экологически безопасно?
— На нашего потребителя больше влияет не экология, а энергосбережение и возможность сэкономить. Но если раньше это касалось только первоначальной цены продукта, то сейчас, с удорожанием электричества, все больше людей задается вопросом: «А сколько потребляет этот прибор?» Тот довод, что разница в цене между обычным и энергосберегающим оборудованием окупается за год–другой (как, например, в случае с холодильниками), уже оказывает серьезное влияние на потребителя. Потребители с каждым годом обращают все больше внимания на этот аспект.
К сожалению, с экологичностью мышления все не так легко. Старшее поколение изменить, увы, уже не получится, поэтому-то мы и работаем в основном со школьниками и студентами. Студенты очень много и серьезно на эту тему думают, это заметно по задаваемым ими вопросам. Так что, скорее всего, развитие экосамосознания — вопрос ближайшего будущего.
— Как отразились мартовские события в Японии на компании Panasonic?
— Это большая трагедия, и так или иначе она влияет на все компании, работающие в Японии. Нас это коснулось в меньшей степени, так как производство у Panasonic расположено в основном на юге, но даже те заводы, которые пострадали в результате землетрясения, уже восстановлены и работают. Японцы вообще склонны очень быстро объединяться перед лицом общей угрозы, так что, думаю, эти трагические события станут своего рода толчком к развитию всей японской нации.
Надо сказать, что японцы до этого времени даже не подозревали, что русский народ может быть таким открытым и чутким. До этого времени в Японии воспринимали Россию как закрытую страну с замкнутыми гражданами, а после трагедии, когда увидели множество сочувствующих им россиян, восприятие изменилось.
В Японии иероглиф «кризис» обозначает одновременно «новые возможности». То есть любой кризис — это возможность развития. Думаю, что мартовский кризис в Японии — это новые возможности и для самой страны, и для наших взаимоотношений с Японией.
Кстати, японская катастрофа подстегнула экономию ресурсов. В этой стране и так привыкли экономить, а теперь пытаются сэкономить еще больше. В частности, сейчас мы совместно с другими японскими компаниями проводим обучающие мероприятия для электриков, которые, заходя в дома обычных граждан, будут разъяснять им преимущества энергосберегающего освещения и экономной бытовой техники. Подсчитано, что если в Японии все лампы будут заменены светодиодами, все кондиционеры — современными инверторными моделями и если остальная техника также будет модернизирована — эффект от экономии будет равен энергии пяти атомных электростанций. Если в экономной Японии такой потенциал энергосбережения — подумайте, каков он в России!
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.