озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Швеция — страна, накопившая передовой опыт во многих областях. Продукция ее компаний давно завоевала ведущие позиции в мире: шведские автомобили знают все, шведское оборудование для инженерных систем зданий пользуется заслуженным уважением у специалистов, да и система обращения с отходами в Швеции, пожалуй, лучшая в мире. Благодаря этой системе современная Швеция — очень чистая страна.
Тема этого материала — концепция устойчивого развития городов SymbioCity. Эта концепция объединяет в себе все вышеперечисленное: безопасные шведские автомобили, надежное отопительное и холодильное оборудование и даже эффективную систему утилизации мусора.
Название SymbioCity складывается из слов Symbio — от Symbiosis — «симбиоз», и City — «город». То есть городской симбиоз — взаимовыгодное существование всех городских систем для обеспечения устойчивого развития. В основе концепции лежит достаточно очевидная мысль: объединить все, что можно объединить, и получить большее меньшими средствами, добиться так называемой «синергии».
Самому термину «SymbioCity» нет еще и десяти лет, но процессы, с которых все началось, стартовали более двух десятков лет назад. Власти Швеции озаботились экологией и последствиями бездумного потребления ископаемых ресурсов еще тогда, когда об этом почти никто не думал. Созванный в 1972 году Конгресс ООН, посвященный вопросам защиты окружающей среды от антропогенного воздействия, прошел именно в Стокгольме. Следует напомнить, в какой обстановке проходил этот конгресс — нефти тогда фактически не было альтернативы, в 1970-х Швеция была одной из самых зависимых от энергии нефти и атома стран. Однако начало нефтяного кризиса в 1973 году подтолкнуло к поиску решений, позволяющих снизить зависимость от ископаемого топлива и одновременно повысить качество жизни в городе.
Внедрение таких решений, сопровождавшееся ростом энергетической эффективности, позволило за 28 лет сократить выбросы углекислого газа в Швеции почти на 40 процентов. За этот же период ВВП вырос на 87 процентов, при этом общее внутреннее энергопотребление увеличилось на 20 процентов. Соответственно, энергоемкость шведской экономики уменьшилась почти на 40 процентов. Как же удалось этого добиться?
Все достаточно просто, особенно если не углубляться в детали. Что общего между выработкой энергии и бытовыми отходами? Шведский опыт доказывает: общего тут больше, чем кажется. Бытовые отходы можно использовать для производства электричества и тепла с не меньшим успехом, чем любое ископаемое топливо. Вопрос лишь в том, чтобы собрать и рассортировать эти отходы. Шведский опыт показывает: 95 % бытового мусора можно использовать для генерации энергии и выработки вторсырья, 75 % всего мусора (не только бытового) вполне пригодно для дальнейшей службы человечеству. В энергию превращается и сбрасываемая в канализацию органика, из таких отходов вырабатывается биогаз с большим содержанием метана, а затем и биотопливо для муниципального транспорта. Пока доля такого топлива невелика, всего около 10 %, однако сейчас идет активная подготовка к более масштабному его использованию. Работоспособность систем сбора жидких и твердых отходов зависит от каждого шведа: в систему сбора отходов должен поступать уже тщательно отсортированный мусор, а канализация должна использоваться строго по назначению. Пропаганда в этом направлении ведется в Швеции многие годы, и если еще в восьмидесятых годах о такой системе сортировки не было и речи, то сегодня десяток мешков для различных видов мусора — обыденность для любой шведской городской квартиры. В последние годы активно внедряются автоматизированные системы сбора ТБО, во многих домах уже есть вторая канализация — подземный мусоропровод. Одновременно повышается и общий культурный уровень, в крупных городах стало значительно чище. Если еще тридцать лет назад купаться в черте Стокгольма было невозможно из-за грязи и мусора, то сейчас этот участок побережья вовсю используется отдыхающими.
Параллельно с совершенствованием системы сбора отходов внедрялись и другие экологические технологии. К примеру, считается, что сжигать мусор чрезвычайно вредно. Но это не так, когда технологии следуют за экологией, а совершенствование одной из систем вызывает развитие другой (синергия!). Предельное значение выбросов NO x в ЕС составляет 45 мг/МДж, а мусоросжигательный завод в Ходгалене выдает 38 мг/МДж — таков результат успешного внедрения современных систем очистки газовых отходов.
Поскольку переход мусора из материального состояния в энергетическое происходит на больших заводах, естественно предположить, что в крупных городах довольно много домов обеспечивается теплом с помощью системы центрального отопления. Так и есть: около 50 % % домашних хозяйств отапливается централизованно. Шведы считают, что такое отопление вдвое эффективнее поквартирного, кроме того, на заводе удается отфильтровать 99 % вредных веществ, образовавшихся при сжигании мусорного топлива. Только переход на централизованное теплоснабжение сократил национальные выбросы СО 2 на четверть, а если подобного уровня централизации достигнет весь Евросоюз, то даже этого хватит, чтобы в ближайшие годы в несколько раз перевыполнить свои же обязательства по сокращению выбросов углекислого газа. Разумеется, с теплом обращаются крайне бережно. Рекуперация встречается повсюду, и только благодаря использованию бесполезного ранее тепла удается значительно сократить расход ископаемого топлива, в ряде случаев — на три четверти. Тепло, требуемое для технологических процессов на фабриках, также идет в ход, а не выбрасывается со стоками или через вентиляционную систему.
Активно развито в Швеции использование центральных кондиционеров и естественного холода. Типичная для России картина с фасадом здания, покрытым различными внешними блоками кондиционеров, в Стокгольме невозможна. Практичные шведы давно подсчитали: центральное кондиционирование на 60 % эффективнее индивидуального. Но даже если для центрального кондиционера по каким-то причинам нет условий, индивидуальная система будет максимально эффективной и к тому же использующей только «зеленую» энергию.
Об электричестве — отдельный разговор. Благодаря продуманным мерам правительства в стране успешно функционирует рынок электроэнергии, а современная система управления (так называемая smart grid) позволяет компенсировать пиковое потребление и обеспечить равномерное распределение нагрузки по времени суток и дням недели. Те технологические и бытовые процессы, которые можно перенести на ночь, в основном осуществляются ночью благодаря гибкой тарифной политике, и как следствие — к прямой выгоде потребителя энергии.
Активно используется и солнечная энергия, как в виде электричества, так и в виде тепла и света. Первое — это всем привычные уже солнечные батареи, второе — солнечные коллекторы, а солнечный свет используется максимально эффективно, потому что этот вопрос учитывается еще на этапе планирования городской застройки: дома строятся так, чтобы увеличить приток солнечного света в помещение и на солнечные панели. Разумеется, генерация электричества частными хозяйствами не имела бы смысла, если бы не меры по стимулированию выработки именно «зеленой» энергии. Так, согласно закону часть энергии крупные потребители покупают по завышенному тарифу, эти средства идут на развитие возобновляемой энергетики. Налицо еще один вид симбиоза: между правительством и бизнесом. И этот вид симбиоза — та самая деталь, без которой внедрение подобных мер невозможно.
Бизнес в Швеции не только частично финансирует устойчивое развитие страны, но и предлагает для этого множество современных экономичных и удобных технологий. Автоматику ABB, компрессоры и агрегаты Atlas Copco, отопительное и холодильное оборудование Alfa Laval, фильтры Camfil Farr, телекоммуникационное оборудование Ericsson знает и уважает весь мир. В свою очередь, правительство страны помогает бизнесу выйти на рынки других стран.
Вот уже почти два года популяризацией концепции SymbioCity в России занимается Шведский торговый совет (Swedish Trade Council) Посольства Швеции. Задача этой организации, акции которой разделены пополам между государством и отраслевыми бизнес-ассоциациями, — помогать шведским компаниям выходить на международный рынок и увеличивать объем экспорта. Совет также оказывает консалтинговые услуги, выполняет исследования рынка, проводит семинары. В России совет ведет деятельность с 1994 года, имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Возглавляет организацию Микаэль Йохансон (Mikael Johansson). Его мы и попросили рассказать о работе совета.
— Микаэль, расскажите, пожалуйста, о деятельности совета по программе SymbioCity в России.
— SymbioCity — это основной приоритет для нашей страны в том, что касается устойчивого развития. Основные элементы этой системы — обращение с отходами, ландшафтный дизайн, энергообеспечение и энергосбережение, системы подачи воды и ее очистки и так далее. Мы стараемся найти синергию между различными системами города, чтобы достичь оптимального результата наименьшими усилиями. Наша страна давно взяла курс на устойчивое развитие и теперь, когда уже достигнуты определенные успехи, может передать опыт и технологии другим. В России сейчас очень удачный момент для внедрения программ устойчивого развития — появляются федеральные программы энергосбережения, очистки воды, обращения с отходами. Поэтому Россия — приоритет для многих шведских заинтересованных организаций на ближайшие годы. В частности, Шведское и Российское энергетические агентства уже подписали протокол о намерениях, их совместная деятельность должна принести определенные плоды энергетике и стране в целом. Мы уверены: шведским компаниям и организациям есть что показать и передать России, ведь у нас практикуется экономное отношение к энергии, а также у нас одна из лучших систем обращения с отходами.
У программы SymbioCity есть много преимуществ, но самое главное — она масштабируема и позволяет внедрять ровно те меры, которые необходимы в данном месте. Иными словами, SymbioCity — очень гибкая система технологий и мер, способная подстроиться под потребности конкретного города.
— Что стало первым шагом в реализации SymbioCity в Швеции, с какой системы все началось?
— Это было уже давно, еще до появления самого термина «SymbioCity», который родился только в 2002 году. По-моему, первой стала система переработки отходов и добычи энергии из мусора. Начиналось все с небольших объемов, но теперь, как вам известно, 75 % мусора вообще и 95 % домашних отходов перерабатываются.
— Сколько времени ушло на то, чтобы приучить шведов сортировать мусор, и какие меры были для этого приняты? Как Вы думаете, есть у нас шанс провести подобную реформу мышления?
— Очень сильное развитие этот процесс получил в 90-х годах. В начале 90-х еще не было всеобщей системы раздельного сбора отходов, а к концу 90-х она сформировалась по всей стране. Это ответ на вопрос: «Сколько времени ушло?» Достигли этого с помощью пропаганды, постоянного информирования общественности, в том числе среди детей.
В России много земли, и система обращения с отходами отсутствует, но ведь и у нас ее когда-то не было. Думаю, что и у вас она появится, если воздействовать на общество методично, целенаправленно и достаточно долго. Конечно, придется менять всю систему приоритетов, и это процесс непростой и длительный, но это возможно. Необходимы четкий план действий много работы по нему, и результат будет.
— С чего, как Вы считаете, начнется внедрение SymbioCity в России? Какие меры будут первыми?
— Поживем — увидим. Для начала мы организовали семинары в Москве и регионах, где участвовали заинтересованные шведские и российские компании. Могу сказать, что интерес вызвали все наши инициативы, что будет дальше — зависит от российской стороны. Думаю, начнется все с энергосбережения и системы обращения с отходами.
— Как Вы думаете, достаточно ли усилий только правительства или только бизнеса для того, чтобы страна встала на путь устойчивого развития?
— Нет, думаю, необходимы как усилия органов власти, так и согласие бизнес-сообщества. Это доказывает наш опыт: без распоряжений правительства не было бы генерального направления, да и меры внедрялись бы не так легко, а без поддержки бизнес-сообщества внедрять было бы просто нечего.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.