озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который закрепил приоритеты в области индустриального развития страны. Согласно принятому документу цель промышленной политики России — формирование высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной промышленности, повышение занятости и уровня жизни, обеспечение безопасности государства.
Принятие закона пришлось на конец 2014 года — на период переоценки экономической ситуации в стране и связанных с ней вызовов, обусловленных, в том числе, санкциями, ослаблением курса рубля, поиском новых резервов развития.
Работая в России, ЮНИДО принимает активное участие в обсуждении планов индустриального развития как в части адаптации и использования передового международного опыта, так и распространения достигнутых положительных результатов в ходе реализации проектов в России.
Так, в феврале 2015 года при активной поддержке и участии экспертов и партнеров Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации была проведена конференция «Промышленная политика регионов: энерго- и ресурсоэффективность, импортозамещение, новые резервы развития».
В двухдневном мероприятии приняли участие 240 человек, 35 из которых выступили с докладами. По результатам конференции в Международном информационном центре «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Промышленная политика России в новых экономических условиях: вызовы и инструменты».
Основными темами конференции стали приоритеты промышленной политики и их реализация в нормативных правовых документах, проекция промышленной политики и опыт реализации в регионах, перспективная линейка финансовых инструментов и технологий для новой модернизации промышленности и регионов, инфраструктура поддержки и накопления опыта реализации промышленной политики.
По результатам обсуждения Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации подготовил перечень предложений для рассылки органам исполнительной власти и дальнейшего использования при разработке и реализации мер промышленной политики. Участники конференции отметили позитивный опыт привлечения российских промышленных предприятий в реализуемые ЮНИДО проекты.
Основными нормативно-правовым инструментами федерального уровня, регламентирующими поддержку промышленных предприятий, до последнего времени были пять государственных программ:
В январе 2015 года на согласование в Минфин России была представлена программа, направленная на софинансирование региональных программ развития промышленности с участием федерального и региональных бюджетов в соотношении 1:1. Эта программа до сих пор не принята, но разработаны и действуют другие меры государственной поддержки промышленных предприятий, в том числе: субсидирование процентов по кредитам, субсидирование затрат на НИОКР на энергоэффективное оборудование, имущественные взносы, госгарантии и другие.
На федеральном уровне разрабатываются новые, более эффективные инструменты проведения промышленной политики в рамках антикризисной деятельности, в частности подразумевающие проведение ревизии всех существующих мер поддержки, а также анализ и выработку предложений по оптимальному распределению средств.
Среди предложенных и принятых инструментов можно отметить следующие:
Задачами нормативно-правового обеспечения промышленной политики в условиях замедления экономического роста являются:
При этом следует учитывать уроки антикризисных мер прошлых периодов и соблюдать баланс структуры распределения помощи между реальным и банковским секторами. Кроме того, нужно признать, что главной проблемой промышленности является доступ к оборотному капиталу, в связи с чем им следует ориентироваться на решение задачи субсидирования затрат по кредитам и пополнение оборотного капитала.
С учетом вышеизложенного представляется важным доведение до промышленных предприятий информации об арсенале доступных механизмов содействия.
Выход из промышленного и экономического кризиса можно искать как на пути поддержки конкуренции на рынках, так и в направлении усиления государственного регулирования и контроля с элементами мобилизационной экономики. Скорее всего, на практике оба подхода будут соседствовать, порой опережая и дополняя друг-друга в разные периоды.Так же как в промышленной политике соседствуют методы «государственников» и «рыночников», так и при обсуждении резервов развития на примере отдельных промышленных предприятий острая дискуссия свелась к обсуждению дилеммы: инвестиции в новое производство или модернизация имеющегося?
Особенно наглядно это проявилось при обсуждении мер энергосбережения на российских предприятиях. Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации давно ведет Проект ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности», партнерами которого являются многие крупные российские предприятия. Результаты этого проекта позволяют не только увеличить экономию ресурсов, но и существенно оптимизировать производственные процессы. Своим опытом с отечественными производителями делятся ведущие международные эксперты, что позволяет нашим компаниям аккумулировать лучшие практики для достижения оптимальных показателей, отвечающих задачам, поставленным правительством нашей страны перед промышленными предприятиями в частности в области импортозамещения.
Нормативно-правовая база — фундамент любого начинания, особенно такого масштабного, как внедрение промышленной политики. Краткий обзор нововведений в сфере законодательства, приведенный в первой части статьи, дает представление, насколько важен сейчас процесс индустриализации для нашей страны.
Папченков А. И., заместитель начальника Управления энергоэффективности и энергоаудита ООО «УГМК-Холдинг», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности»:
УГМК объединяет более 35 крупных предприятий, расположенных в 12 регионах Российской Федерации, многие из которых являются градообразующими. Отсюда — большая социальная нагрузка. Общая численность сотрудников превышает 80 тысяч человек. Основной вид деятельности — производство цинка, меди, селена, теллура, благородных металлов, добыча углей. Общее электропотребление основных предприятий — на уровне 5 млрд кВт•ч, по газу — около 1 млрд м3. Помимо этого используются мазут, кокс, углеродосодержащие материалы, топливо. В себестоимости продукции доля затрат на энергоресурсы составляет в среднем 12%, без учета затрат на топливо. К наиболее энергоемким предприятиям компании относятся ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова» (г. Серов) — затраты на ТЭР в структуре себестоимости порядка 37%, а также ОАО «Электроцинк» За 10 лет экономический ресурс в энергохозяйстве предприятий в значительной мере исчерпан. Средний срок окупаемости реализуемой в настоящее время программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергохозяйстве превышает четыре года. Мы понимаем, что основной резерв находится на стыке между металлургией и энергетикой, основа его — технологическая. Отсюда первая проблема для проведения энергоаудитов: крайне сложно найти квалифицированных специалистов с узкой компетенцией, способных разработать мероприятия и адекватно просчитать их эффективность. В целях унификации опыта внедрения энергоэффективных мероприятий на предприятиях компании проводится своего рода апробация управленческих и технических решений, а потом, в случае успешного внедрения, их опыт транслируется в другие организации УГМК. В настоящее время на головном предприятии ОАО «Уралэлектромедь» внедрена и действует система энергоменеджмента, в 2013 году была пройдена сертификация на соответствие МС ИСО 50001. Помимо требований стандарта корпоративные требования к управлению энергоэффективностью подразумевают создание фонда по энергосбережению, предполагающего возврат части сэкономленных средств от внедрения мероприятий и их перераспределение на мотивацию сотрудников за энергосбережение, а также на выявление новых резервов. Разработана энергополитика, иерархия показателей на уровне холдинга, предприятия, цехов и отдельных агрегатов, критерии мотивации и другие элементы. На предприятиях Уральской горно-металлургической компании прошли три волны энергоаудита. Первая — в начале нулевых годов. Стоит отметить высокий уровень квалификации исполнителей и ощутимый полученный результат. Вторая — с 2009 по 2012 годы — тоже дала определенные положительные итоги. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 года № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования…», а также внутрикорпоративными стандартами ведется основательная проработка технических заданий на предстоящие обязательные энергетические обследования. Некоторое время назад по инициативе Ростехнадзора между ведомством и крупными металлургическими предприятиями было предложено заключить соглашение, согласно которому металлурги взяли бы на себя обязательства по модернизации производств. Сама идея неплохая, но требует серьезной доработки, поскольку в одностороннем порядке, без встречного движения со стороны власти, выполнять обновление оборудования и технологий производственникам затруднительно. План модернизации формируется исходя из конъюнктуры рынка, а если это делается принудительно, ничего хорошего в рыночных условиях из этого получиться не может. Именно знание рынка, экономическая выгода стимулируют бизнес. Но если переориентировать такие целевые соглашения на достижение холдингами, либо крупными предприятиями каких-то конкретных показателей энергоэффективности и за это предусмотреть экономическое стимулирование со стороны государства, может быть достигнут положительный результат. Об этом говорит опыт Китая, США, Германии. Иными словами, обязательство на дальнейшее повышение уровня энергоэффективности должно быть платой за экономические стимулы. Со стороны государства это могут быть следующие шаги: субсидирование общих ставок по кредитам на проекты по энергоэффективности, снижение налогов на выбросы, стоимости лицензии на недропользование и др. А также — освобождение на несколько лет от налогов на имущество, в частности на вновь вводимое технологическое оборудование, возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль с условием, что в дальнейшем эти средства будут направлены на повышение уровня энергоэффективности. Можно сопоставить эти экономические стимулы с затратами, которые необходимо понести предприятиям при модернизации. Со стороны компаний алгоритм действий должен выглядеть примерно так:
А чтобы такими соглашениями никому не навредить, должна быть тщательная совместная проработка и отсутствие каких-либо санкций за нарушение сроков модернизации, кроме отказа в обеспечении указанных преференций. Помимо основных драйверов (снижение затрат на энергоресурсы и повышение эффективности в целом) у предприятия появился бы серьезный экономический стимул для модернизации и возможность повышения имиджа в рамках выполнения обязательств по соглашению. В вопросах импортозамещения, о котором сегодня так много говорится, должно быть полное взаимопонимание между всеми участниками процесса. Нам необходимо иметь представление о том, как мы собираемся вписываться в новую мировую систему разделения труда, динамично изменяющуюся в настоящее время. Не зря рядом экспертов считается крайне своевременным появление Программы импортозамещения на государственном уровне, которая бы прояснила основные приоритеты экономического развития и механизмы стимулирования, такие как снижение налогообложения, введение льготного режима на период окупаемости проектов, изменение инвестиционной политики и другие. Из последних интересных проектов, реализуемых в УГМК, можно назвать сотрудничество с ЮНИДО по внедрению системы энергоменеджмента на 10 предприятиях Холдинга. В нем участвуют несколько металлургических, горнодобывающих и входящих в агропромышленный комплекс предприятий. Нам крайне интересна методология международной организации в вопросах внедрения СЭнМ, а также выявления потенциала и путей оптимизации работы энергосистем и энергооборудования промышленных предприятий (включающее тягодутьевое и насосное оборудование, теплообменные аппараты, электрические приводы, системы сжатого воздуха, пароконденсационные системы). В настоящее время в рамках проекта УГМК-ЮНИДО мы активно ведем адаптацию этих методик и разработку общего учебно-методического комплекса для промышленных предприятий. В этом нам большое содействие оказывает наш корпоративный университет НОУ ДПО «Технический университет УГМК» в Верхней Пышме, успешно решающий задачи повышения квалификации сотрудников предприятий по энергетическим направлениям. Результатом сотрудничества с ЮНИДО в рамках действующего соглашения по внедрению СЭнМ также должно стать создание на базе НОУ ДПО «Технический университет УГМК» «Лаборатории по энергоэффективности», проведение тренингов и разработка учебно-методического комплекса «Системы управления энергоэффективностью» по двум направлениям: «Внедрение Системы энергоменеджмента на промышленных предприятиях в соответствии со Стандартом ИСО 50001» и «Оптимизация работы энергосистем и энергооборудования промышленных предприятий» по вышеуказанным направлениям. |
Фактический опыт внедрения промышленной политики в сфере энергоэффективности в рамках сотрудничества с ЮНИДО таких компаний, как УГМК и «Балтика», позволяет дать оценку реализации нормативной базы на практике и внести предложения по дальнейшей имплементации промышленного ресурсосбережения в текущих экономических условиях. Кратко резюмировав полученный опыт, можно дать следующие рекомендации:
Колчин Л.А., Пивоваренная компания «Балтика», участник Проекта ЮНИДО «Развитие рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности»:
«Балтика» является одной из самых крупных компаний в России в сфере производства товаров народного потребления и лидером российского рынка пива. К сожалению, в связи со сложной макроэкономической ситуацией в стране, российский рынок пива сокращается. Соответственно снижаются объемы производства и инвестиции, в том числе и на энергоэффективность. Тем не менее мы продолжаем работать в данной области и находим новые возможности для снижения затрат на энергоресурсы. В 2012 году был заключен договор с ЮНИДО, и одним из проектов стало внедрение энергоменеджмента на заводах «Балтики». В рамках Проекта проводилось обучение персонала, пересмотр процессов, в том числе технологических, при помощи наших внутренних и иностранных экспертов. Мы проводили ряд технологических, процессных и организационных аудитов. При снижении объема выпуска продукции удельное потребление энергоресурсов должно расти, однако в 2013-2014 годах при сокращении объема мы смогли добиться уменьшения удельного потребления энергоресурсов. Два основных направления – инвестиционные проекты и операционный контроль. На одном из наших филиалов технологи совместно с энергетиками внедрили ряд мероприятий, по итогам которых в прошлом году доля этого завода составила 30% от общего объема экономии компании по энергоресурсам. Это нам говорит о том, что на остальных наших филиалах есть еще большие возможности снизить затраты на энергоресурсы, не инвестируя значительные деньги в новое оборудование. В нынешних экономических условиях нужно инвестировать не в железо, а в людей. Так, например, ежегодно в нашей компании проходит программа «Управляй будущим»: мы приглашаем студентов из разных университетов для прохождения практики. В дальнейшем они часто остаются работать, в том числе в энергетической службе. Кроме того, у нас успешно работает КУБ – Корпоративный университет «Балтики». Но важно, чтобы со стороны государства также продолжались инвестиции в обучение и развитие молодых специалистов. |
В рамках своей деятельности ЮНИДО всегда стремится отвечать на актуальные вопросы промышленных предприятий, привлекать для их решения наиболее востребованный зарубежный опыт, знания и технологии. Организация активно участвует в подготовке предложений для разработки и реализации мер промышленной политики Российской Федерации в современных условиях.
В сотрудничестве с Россией ЮНИДО делает основной акцент на реализации проектов, нацеленных на поддержку и развитие промышленного сектора, внедрение международных стандартов в области образования, энергоэффективности, экологии, водопользования, привлечение инвестиций в экономику страны, сохранение и защиту окружающей среды, создание эффективных механизмов переработки опасных отходов, а также реализации обязательств России в рамках международных протоколов и конвенций.
С. А. Коротков,
директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации
Автор
Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, главный редактор вестника «ЮНИДО в России», руководитель Промышленного инновационного клуба
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.