озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях — это основной международный правовой акт, направленный на охрану окружающей среды и защиту здоровья населения от воздействия особо опасных химических соединений — стойких органических загрязнителей (СОЗ). Цель соглашения, участниками которого являются 179 стран мира, — сокращение использования, прекращение производства и последующая полная ликвидация веществ, входящих в список, регулируемый Стокгольмской конвенцией.
Список веществ, регулируемых Конвенцией, постоянно пополняется. Изначально в него входили двенадцать веществ:
Первые восемь веществ в этом списке — пестициды, производство которых прекращено, а использование находится под запретом. Исключение составляет лишь ДДТ, до сих пор применяющийся в ряде стран для борьбы с переносчиками малярии и клещевого энцефалита.
Далее в списке идут полихлорбифенилы (ПХБ). Их производство прекращено, однако они продолжают использоваться. В России имеются не менее 30 тысяч тонн ПХБ, хранящихся на складах или содержащихся в технических устройствах (трансформаторах, конденсаторах и других).
Гексахлорбензол (ГХБ) ранее применялся в качестве пестицида и гербицида, сейчас используется как компонент пиротехнических составов. Это токсичное вещество продолжает производиться.
Завершают список ПХДД и ПХДФ, которые обычно называют диоксинами и фуранами. Эти вещества никем специально не производятся и нигде не используются. Они образуются в ходе некоторых производственных процессов, а также при сжигании мусора. Один из источников диоксинов — необустроенные или плохо обустроенные свалки твердых бытовых отходов, где мусор горит или тлеет.
Диоксины и фураны выделены в особую группу, так как обладают фантастической токсичностью и сильнейшим образом воздействуют на иммунную и эндокринную системы человека. Их допустимая суточная доза (ДСД), то есть доза, которая без видимых последствий может быть поглощена за сутки, исчисляется пикограммами — величиной в миллион миллионов раз меньше грамма.
Процесс ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях нашей страной завершился с принятием Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях».
20 ноября 2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин провел заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, включая развитие международного сотрудничества в области экологии. Президент подчеркнул, что Россия — участник большинства международных конвенций, разработанных под эгидой Программы ООН по окружающей среде. Однако присоединение к некоторым важным соглашениям неоправданно затянулось. Также отмечалось отсутствие в России системы государственного регулирования в сфере стойких органических загрязнителей.
26 июня 2014 года при поддержке ЮНИДО и ОАО «РЖД», реализующих совместный Проект по утилизации ПХБ — одного из наиболее токсичных СОЗ, состоялось заседание Научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на тему «Обращение со стойкими органическими загрязнителями. Возможные пути инвентаризации».
По итогам заседания в целях создания нормативно-правового механизма реализации Стокгольмской конвенции в Российской Федерации Росприроднадзор при поддержке ЮНИДО разработал ряд нормативных правовых актов, предполагающих внесение дополнений в имеющееся законодательство, а именно:
ЮНИДО и Росприроднадзор проанализировали опыт зарубежных стран, уже приступивших к активному выводу из обращения оборудования и материалов, содержащих ПХБ. Анализ показал, что для начальной стадии такой работы типично наличие значительного числа предписывающих и контролирующих органов и детальная регламентация деятельности предприятий, в ведении которых находятся ПХБ-содержащие материалы и оборудование.
По мере реализации конкретных проектов по выводу ПХБ из обращения, большинство государств пошли по пути создания специализированного регулирования всех этапов обращения с ПХБ, сосредоточившись на системных аспектах и внутреннем контроле обеспечения безопасности. В результате проблему удалось решить в относительно короткие сроки.
По мнению специалистов, нет никаких видимых препятствий для внедрения в России зарубежного опыта по созданию системы безопасного обращения с ПХБ и поэтапного вывода их из обращения.
При разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы» и приказа Минприроды России «Об утверждении порядка инвентаризации оборудования, материалов, использующих или содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ), а также ПХБ-содержащих отходов на территории Российской Федерации» Росприроднадзором был взят за основу опыт Республики Беларусь, а также подготовленные экспертами ЮНИДО аналитические материалы в части опыта других стран по регулированию обращения с СОЗ.
Проекты этих документов определяют порядок инвентаризации, идентификации, маркировки, учета оборудования и отходов, содержащих ПХБ, порядок контроля состояния оборудования, содержащего ПХБ, действия при выявленных повреждениях и утечках, а также содержат требования к хранению и перемещению оборудования и отходов, содержащих ПХБ, и безопасному обращению с оборудованием, содержащим ПХБ.
Указанные проекты нормативных правовых актов направлены на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о СОЗ.
В настоящее время проекты документов представлены в Совет Безопасности Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Минприроды России, Минпромторг России, Ростехнадзор и Роспотребнадзор. В случае принятия этих нормативных правовых актов в Российской Федерации будут созданы меры государственного регулирования в части обращения с оборудованием и отходами, содержащими ПХБ, механизмы инвентаризации, вывода оборудования, содержащего ПХБ, а также утилизации (уничтожения) отходов и пестицидов, подпадающих под действие Стокгольмской конвенции.
Наталья Романовна Соколова,
начальник Управления государственного экологического надзора,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
Автор
Начальник Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
© 2010 - 2025, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.