озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Первые и одни из наиболее важных этапов реализации Стокгольмской Конвенции о СОЗ на национальном и местном уровнях — проведение инвентаризации стойких органических загрязнителей, загрязненных природных сред, содержащих СОЗ материалов и отходов, а также последующая разработка стратегии сокращения их эмиссии в окружающую среду или окончательного уничтожения.
На основе требований Стокгольмской конвенции о СОЗ в ряде стран созданы системы классификации ПХБ-содержащих жидкостей и материалов. Так, в Австралии, США, Канаде, Великобритании и Германии действуют следующие нормы:
В Швеции система оценки содержания опасных веществ использует в качестве критерия массовую долю, выраженную в процентном отношении. Критичной является массовая доля ПХБ равная 0,1%.
До настоящего времени в России не установлены требования относительно уровней содержания ПХБ в оборудовании и материалах, подлежащих специальному регулированию, а также требования в части инвентаризации и обращения с данным классом опасных объектов. Тем не менее, работы в этом направлении ведутся Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Так, на рассмотрение в Правительство Российской Федерации внесены проекты нормативных правовых актов о порядке инвентаризации оборудования и материалов, содержащих или использующих ПХБ, а также об установлении правил обращения с соответствующим оборудованием и материалами. При этом предлагается ввести специальные меры регулирования, в том числе государственный учет СОЗ и надзор за соблюдением требований при обращении с данной группой опасных веществ.
Однако при всей важности введения специальных правил обращения и учета, ключевым моментом является идентификация объектов, загрязненных ПХБ. Начинать необходимо с выявления систем, которые потенциально могут содержать ПХБ в силу их общего предназначения. К таким объектам относятся:
Кроме того, целевыми объектами для инвентаризации выступают отработанные масла, выведенное из эксплуатации маслонаполненное оборудование, испарения и проливы в местах складирования отходов, сносимые здания (мелкодисперсная цементная пыль и компоненты пропитки, огнестойкие покрытия монолитных панелей), системы сжигания отходов, экскавация грунта (иловых осадков) и воды при дноукрепительных работах, а также другие процессы непреднамеренного производства.
Несмотря на внушительный перечень потенциальных источников ПХБ, рядом научно-практических исследований показано, что практически загрязненными оказываются не более 7–10% от общего количества оборудования и материалов. Основная масса загрязненных объектов была введена в строй в 1960–1970-х годах. Однако имеются случаи перекрестного загрязнения и более новых материалов и оборудования. Так, минеральное масло, которым перезаполняют ПХБ-загрязненные силовые трансформаторы, также становится ПХБ-содержащим.
В этой связи актуален вопрос инструментального контроля и анализа потенциально загрязненных объектов на предмет наличия ПХБ. С 1980-х годов, когда об опасности ПХБ для здоровья человека и животных стало известно широкой общественности, было разработано немало аналитических методов контроля наличия ПХБ в соответствующих материалах. Среди них — методы экспресс-анализа, позволяющие лишь идентифицировать наличие хлорзамещенных молекул в составе смеси, а также методы глубокого анализа — газовая хроматография, тонкослойная хроматография и высокоэффективная жидкостная хроматография. Последние три метода позволяют не только установить массовую долю опасных веществ в исследуемой смеси, но и идентифицировать индивидуальные компоненты. Однако использование этих методов обходится недешево, занимает много времени и требует соответствующего аппаратурного обеспечения и квалификации персонала.
В целях экспресс-определения потенциальных источников ПХБ в закрытых или частично закрытых системах разработаны методы анализа, основанные на:
На основании экспресс-методов можно сделать заключение о потенциальном присутствии ПХБ в масле. Тем не менее, фактическое наличие опасных веществ и их концентрация определяются хроматографическими методами, кратко описанными выше.
В течение длительного времени в России отсутствовали методические документы, позволяющие проводить анализ компонентов окружающей среды и материалов на наличие ПХБ-загрязнения. И, несмотря на то, что советскими и российскими учеными разработаны методики определения ПХБ в трансформаторных маслах, единых стандартов на государственном уровне утверждено не было. Лишь в 2008–2012 годах введены в действие ГОСТы на определение содержания ПХБ в почве, воде и пищевых продуктах. А в 2013 году — для определения ПХБ в электроизоляционных жидкостях (ГОСТ Р МЭК 61619–2013 «Жидкости изоляционные. Определение загрязнения полихлорированными бифенилами (PCB) методом газовой хроматографии на капиллярной колонке»).
В соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о СОЗ первоочередной задачей в части создания системы обращения с ПХБ и вывода последних из обращения должна являться идентификация загрязненных объектов. Учитывая неразвитость в прошлом аналитической и нормативно-методической базы в этой области, организация полномасштабных работ по выявлению загрязненного оборудования, материалов и отходов была невозможна. Однако в настоящее время существуют все предпосылки для ее активизации, в том числе благодаря Проекту ЮНИДО по экологически безопасному регулированию ПХБ и уничтожению более 3800 тонн загрязненного масла и отходов.
В рамках Проекта будут исследованы 50 000 проб трансформаторного масла. Помимо методического обеспечения данных анализов, должна существовать сеть аккредитованных лабораторий. И для России с ее огромными масштабами — это одна из проблем, которые требуют оперативного решения. Для успешного выполнения обязательств в рамках Конвенции в срок (вывод из эксплуатации ПХБ-содержащего оборудования — к 2025 году, окончательная утилизация — к 2028 году) необходимо не только создать сеть лабораторных центров, но и подготовить квалифицированный персонал, а также организовать контроль подобного рода измерений (межлабораторные испытания на регулярной основе).
В настоящее время в России всего несколько лабораторий аккредитованы на проведение анализа ПХБ в трансформаторных маслах и компонентах окружающей среды. Располагаются эти лаборатории в Центральном, Приволжском, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Для огромной страны этого категорически недостаточно! Стоит также отметить, что ни один центр лабораторного анализа и технологической инспекции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по технологического, экологическому и атомному надзору не аккредитован для контроля содержания ПХБ в электроизоляционных жидкостях. Успешное проведение инвентаризации ПХБ без создания широкой сети лабораторий и референтных центров, в том числе подведомственных органам исполнительной власти, невозможно.
Таким, образом, решение вопроса инвентаризации СОЗ и создания системы их мониторинга, в том числе и отдельно по ПХБ (что закреплено в положениях Стокгольмской конвенции о СОЗ) невозможно без государственного участия. Создание нормативно-методической базы и закрепление обязательного проведения инструментальной инвентаризации приведет к необходимости создания сети лабораторных центров, оснащенных современным аналитическим оборудованием, подготовки химиков-аналитиков, вовлечения собственников энергетического оборудования в процесс инвентаризации. Работу над решением этих задач нужно начинать уже сейчас.
Финансирование всех инвентаризационных работ нельзя обеспечить только за счет государственных бюджетных средств или средств финансовых институтов (Глобального экологического фонда, Всемирного банка, Внешэкономбанка и других). Именно поэтому вовлечение собственников оборудования, владельцев отходов, а также инвестиционных фондов в цикл инвентаризации СОЗ в целом и ПХБ в частности на любом из его этапов должно стать одной из стратегий в части реализации Стокгольмской конвенции о СОЗ.
Иванова Екатерина Александровна,
консультант ЮНИДО по вопросам обращения с ПХБ
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.