озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
По данным Института развития зарубежных стран (ODI), в ближайшие десять лет структура мировой торговли изменится под влиянием нехватки природных ресурсов, изменения климата и международной политики уменьшения влияния на климат, что повлечет неизбежный переход к низкоуглеродной экономике. Этот процесс уже начался. Мы наблюдаем рост цен на нефть и ужесточение борьбы за земельные и водные ресурсы. Государства вместе с деловыми кругами разрабатывают принципы налогообложения выбросов углерода, измерения углеродного следа и новые схемы экологической сертификации. Изменение климата уже сказалось на сельскохозяйственном производстве и развитии гидроэнергетики.
ODI проанализировал влияние этих факторов на экономические перспективы стран с низким уровнем дохода и задался вопросом, как эти страны могут сохранить или обеспечить конкурентоспособность в будущем, когда весь мир начнет жить по принципам низкоуглеродной экономики. Рассмотрев перспективы и риски Кении, Камбоджи и Непала, ODI определил десять основных мер по повышению конкурентоспособности.
Нахождение на относительно ранней стадии развития энергетической базы позволяет странам с низким уровнем дохода вкладывать средства в создание «зеленой» энергетики, приобретая тем самым преимущество в условиях грядущей мировой низкоуглеродной экономики. Обусловленные развитием технологий рост цен на ископаемое топливо и снижение затрат на возобновляемые источники энергии также обещают увеличение конкурентоспособности. Таким образом, страны с низким уровнем дохода могут избежать необходимости реализовывать дорогостоящие меры по снижению уровня загрязнения и воспользоваться новыми источниками финансирования проектов по борьбе с изменением климата.
Странам с запасами ископаемого топлива, например, Кении и Камбодже, необходимо разработать стратегию их использования, которая обеспечит развитие возобновляемых источников энергии. Для этого может использоваться прибыль от экспорта ископаемого топлива. Важно определить точное направление энергетической политики, которое позволит свести к минимуму неопределенность, снижающую привлекательность частных инвестиций в возобновляемые источники энергии.
Кения представляет впечатляющий пример того, как промышленные и сельскохозяйственные предприятия вкладывают деньги в строительство мини-гидроэлектростанций и геотермальных электростанций, а также в получение электрической и тепловой энергии при производстве сахара, использовании солнечных батарей и утилизации отходов. Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение топливной древесиной и избежать вырубки лесов, некоторые компании выращивают собственные древесные насаждения. Грамотная рамочная концепция (например, введение тарифов для стимулирования возобновляемой энергетики, создание небольших энергетических систем и применение системы чистого измерения) может привести к увеличению объемов инвестиций в альтернативные источники энергии, тем самым повысив конкурентоспособность и уровень энергоснабжения.
Некоторые компании уже инвестируют в энергоэффективные технологии, существенно сокращая расходы и выбросы парниковых газов. Например, камбоджийская швейная фабрика, затратив 100 000 фунтов стерлингов на внедрение энергоэффективных решений, сократила расходы на 400 000 фунтов стерлингов в год, а выбросы парниковых газов — на треть. Введение обязательного энергетического аудита, как в Кении, поддерживает такую стратегию и с течением времени может привести к значительному повышению конкурентоспособности.
Субсидирование закупок ископаемого топлива способствует продолжению неэффективного использования энергии, снижает конкурентоспособность и привлекательность разработки возобновляемых источников энергии, а также создает серьезное финансовое бремя. Например, увеличение убытков, связанных с субсидированием, до 315 млн долл. США не позволяет Nepal Oil Corporation обеспечить поставки и удовлетворить растущий спрос за счет развития инфраструктуры, а это в свою очередь негативно влияет на промышленное развитие.
Ожидается, что с 2010 по 2020 г. мировой спрос на биотопливо, более прибыльное, чем традиционные зерновые культуры, увеличится более чем вдвое. Полезным может быть продвижение культур двойного назначения (для использования в пищу и в качестве биотоплива), например, сахарного тростника, маниоки, сорго и клещевины. Создание внутреннего рынка биотоплива может повысить прибыль, дать фермерам возможность разнообразить способы заработка и положительно скажется на развитии продовольственной и энергетической безопасности.
Такая мера позволит не отставать от других стран, так как все чаще для выхода на международный рынок необходимо следование природоохранным стандартам или наличие соответствующей сертификации.
Например, Торговая палата Камбоджи признает, что промышленности страны необходим более безопасный для природы подход. Таким образом, для успешного развития экспорта надо запустить программу экологической аккредитации.
Это необходимо для выполнения требований к сертификации в будущем, повышения урожайности, обеспечения стабильного уровня урожайности в долгосрочной перспективе и извлечения выгоды из прогнозируемого роста мировых цен на пищевые продукты. Ситуация в этом аспекте зависит от конкретной страны. Так, согласно отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации, в рациональное ведение сельского хозяйства в Гане вовлечено 400 000 мелких фермеров, а в Кении таких хозяйств всего 5000, и это может сильно повлиять на конкурентоспособность агропромышленного комплекса Кении.
Сюда относится так называемый экотуризм, а также побочная продукция леса, например, лекарственные и ароматические растения. Принятие мер в этой связи позволит сохранить лесной фонд, ценность которого по мере развития механизмов рынка квот на углеродные выбросы только вырастет. Изобилие эндемичных видов Непала повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке лекарственных и ароматических растений, который, по оценкам, увеличивается на 8–10 % в год. В то же время недостаточное развитие производства и экспорта не дает воспользоваться этим преимуществом. Рост экотуризма происходит еще быстрее и составляет около 20 % в год. В то же время следует отметить неравномерное использование ресурсов дикой природы по странам. Рациональное использование обеих отраслей нуждается в регулировании.
Рост экологической сознательности будет способствовать развитию тех туристических направлений, которые расцениваются как относительно безопасные для окружающей среды. В последние десять лет туристический сектор Камбоджи растет со скоростью 20–30 % в год, однако экологические нагрузки могут поставить его дальнейший рост под угрозу. Например, есть опасения, что нехватка питьевой воды в областях вокруг комплекса Ангкор-Ват, усилившаяся из-за нелегальной установки насосов для водоснабжения гостиниц, может нарушить стабильность, вызвав растрескивание или разрушение древних памятников.
Как видно, в условиях изменения структуры мировой торговли страны с низким уровнем дохода получают большие возможности, сталкиваясь при этом с серьезными рисками. Однако, если законодатели и предприниматели начнут разрабатывать способы управления рисками и получения прибыли из возможностей, ориентируясь на достижение успеха в условиях низкоуглеродной экономики, страны смогут извлечь гораздо большую выгоду.
Карен Эллис,
руководитель программы развития и коммерции Института развития зарубежных стран
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.