озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Статья тезисно обобщает ключевые вопросы публикаций членов Промышленного инновационного клуба по теме БРИКС в журнале «ЮНИДО в России» 2012–2013 гг. и наряду с традиционными формами международного промышленного сотрудничества отмечает новые тенденции экономического и промышленного развития стран БРИКС.
Молодой трансконтинентальный союз БРИКС как новое экономическое образование активно впитывает экономические тенденции.
Участвуя в реализации решений саммита G20 по разработке совместных мер снижения уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры для построения более стабильных систем в соответствии с программой Целей тысячелетия ООН (Millennium Development Goals).
Со времени первого саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны — участницы объединения инициировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и стабильности мирового сообщества.
За пять лет первого раунда БРИКС, за период первой ротации саммитов, приоритетными экономическими инициативами стали:
Наряду с традиционной торговлей и финансовыми операциями все более весомой в экономике стран БРИКС становится доля промышленного развития как ядра реальной экономики, направленной на развитие всех жизненно важных социально-экономических секторов на глобальном, континентальном, региональном и национальном уровнях.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. БРИКС — экономическое объединение и содержание Деклараций саммитов БРИКС показывает, что экономическое развитие стран-участниц на основе укрепления реального сектора является его основной стратегической целью.
По мнению международных специалистов, за счет стран БРИКС во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики, что отражено в глобальных статистических данных.
Экономическими опорами развития являются промышленность, торговля, финансы.
ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Несомненно, ядром реальной экономики является промышленный сектор, обеспечивающий развитие жизненно важных для каждой страны отраслей на основе национальных планов и программ, определяющих приоритетные отрасли.
Отраслевой (кластерный) подход становится стержнем национального развития, определяя перспективный спрос на внутреннем рынке и направления международного промышленного сотрудничества стран БРИКС.
Ключевые направления приоритетных промышленных кластеров стран БРИКС в основном совпадают, дополняя друг друга, и могут быть системно сгруппированы по общему формату:
ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ. Укрепление экономики стран БРИКС сфокусировано на развитии приоритетных промышленных отраслей на основе современных технологий и инноваций, необходимых для модернизации, диверсификации и строительства новых объектов.
Развитие промышленного партнерства между странами БРИКС в приоритетных отраслях является стратегической задачей для развития реального сектора экономики.
Для стимулирования развития экономики необходимо развивать системные формы поддержки внедрения технологий в промышленность на всех уровнях — от идеи до технологии и от технологии до производства.
Инновационный подход касается направлений каждого кластера, для каждого кластера подразумевается развитие профильного машиностроения и приборостроения, без которых невозможна интеграция технологий в современную промышленность.
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО. Программы развития стран БРИКС предусматривают активное участие МСП (малого и среднего предпринимательства) в осуществлении промышленной политики в рамках частно-государственного партнерства.
Социально-экономическими приоритетами частно-государственного партнерства стран БРИКС является активное развитие среднего класса как одной из ключевых опор социально-экономической устойчивости и благосостояния стран, а также системная поддержка среднего и малого бизнеса, являющегося опорой национальных экономик наряду с государственным сектором и доминирующими частными компаниями крупного бизнеса.
Государственные предприятия и большой частный бизнес организационно и финансово самодостаточны для реализации собственных промышленных проектов, ориентированных преимущественно на сырьевую сферу, энергетическую и транспортную инфраструктуру.
Средний бизнес требует поддержки и содействия со стороны государства в формировании, развитии и реализации совместных производственных проектов, особенно на предпроектной стадии квалифицированной разработки проектов — от формирования идеи проекта до реализации.
Для развития среднего класса в странах БРИКС создается системная поддержка МСП и оказание всесторонней, организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. В обращении министра торговли и промышленности ЮАР Р. Дэвиса 30 июня 2009 года отмечалось негативное влияние в кризисный период политики защиты большим бизнесом интересов своих головных компаний в ущерб филиалам, расположенным в развивающихся экономиках, таких как Южная Африка:
«Кризис, начавшийся в финансовом секторе развитого мира, становится глубоким кризисом реальной экономики, что серьезно угрожает как развитому, так и развивающемуся миру».
При всей необходимости и важности прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment) они не всегда дают ожидаемый экономический эффект, ограничивая возможности сотрудничества обеспечением рабочих мест и налоговыми доходами.
Эта позиция была отражена еще на Африканском деловом форуме (Лондон, 8 июля 2008 г.) в выступлении Министра торговли и промышленности Намибии д-ра Х. Гейнгоб:
«Инициативы по развитию инвестиций не оправдывают ожиданий в связи с тем, что Африка получает крошечную долю от прямых иностранных инвестиций, которые направляются в основном на использование ресурсов и преимущественно на отрасли, занятые добычей нефти, алмазов, золота, урана и платины… Создание благоприятных условий инвестиций является задачей частно-государственного партнерства».
ЭКОНОМИКА СРЕДНЕГО БИЗНЕСА опирается на малое и среднее предпринимательство (МСП), которое является одной из опор в экономике стран, обеспечивая социально-экономическую устойчивость общества вместе с государственным сектором и бизнесом крупных частных компаний.
Новые игроки среднего бизнеса вносят значительный вклад в увеличение ВВП страны, создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.
Наряду с этим новые предприятия решают социально-экономические задачи, создавая рабочие места в производстве, обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса, и в целом развивают зажиточный средний класс, укрепляющий благосостояние страны.
Мировой опыт показывает, что выход на национальный рынок новых игроков среднего бизнеса не вызывает противостояния с частным бизнесом крупных доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счет создания новых ниш для нового круга потребителей. В странах Евросоюза на долю среднего бизнеса приходится до половины произведенного ВВП.
Так, например, 60 % прокатной продукции и 25 % стали производятся на 1000 мини-заводах по переработке металлолома, в основном предприятиями среднего бизнеса, в то время как крупные металлургические компании сфокусированы на производстве высококачественных сталей из руды.
В Декларации Пятого саммита БРИКС-2013 в ЮАР «БРИКС и Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации» подчеркивается стратегическая роль МСП:
«19. Мы признаем фундаментальную роль малого и среднего предпринимательства в экономике наших стран. Малый и средний бизнес является основным создателем рабочих мест и благосостояния. Мы признаем необходимость развития диалога между министерствами и учреждениями, ответственными за эту тему, особенно с целью содействия международному сотрудничеству и поддержки инноваций, исследований и развития».
ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. При наличии взаимного интереса совместные международные проекты промышленного развития можно реализовать тремя основными формами международного сотрудничества:
Партнерские промышленные отношения, являющиеся в настоящее время наиболее востребованной и результативной формой международного сотрудничества, полностью соответствуют как цели промышленного развития, так и цели продвижения технологий и оборудования.
БРИКС объединяет страны, расположенные в разных частях света, на разных континентах, в разных полушариях, что подчеркивает многополярность современной экономической модели мира, в котором участники объединения БРИКС играют одну из ведущих ролей.
Реализация национальных программ промышленного развития требует не только собственных усилий стран БРИКС, но и активизации международного промышленного сотрудничества и партнерства.
ЮНИДО/БРИКС. Одним из первых проектов ЮНИДО в поддержку БРИКС является Проект ЮНИДО 2012–2015 «Россия — Бразилия: партнерство в области науки, технологий и инноваций для развития среднего бизнеса с расширением на все страны БРИКС».
Роль развития переходных и развивающихся экономик поставлена на первое место в теме саммита БРИКС-2013 в ЮАР «БРИКС и Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации» с целью создания устойчивой экономики, финансовой надежности и социальной стабильности.
Вопросы сотрудничества в форматах ЮНИДО/БРИКС и Россия в БРИКС занимали заметное место в ходе визита генерального директора ЮНИДО Ли Йонга в Россию 23–24 октября 2013 года, что отражено в пресс-релизе на сайте Центра ЮНИДО в РФ.
28 ноября 2013 года Центр ЮНИДО в Российской Федерации подписал Меморандум о взаимодействии с Внешэкономбанком по векторам ЮНИДО/БРИКС.
По итогам обсуждения на конференции 5 декабря 2013 «Стратегии развития экономического сотрудничества стран БРИКС», разработанной Минэкономразвития России, в соответствии с рекомендациями Конференции были подготовлены предложения для Дорожной карты БРИКС.
Подготовлены предложения для ЮНИДО о создании в России SPX по Программе ЮНИДО — промышленное партнерство нового поколения SPX.
В рамках металлургического кластера Промышленным инновационным клубом в настоящее время прорабатываются проекты мини-завода по переработке металлолома в ЮАР, возможности партнерского сотрудничества между российскими и индийскими компаниями в различных отраслях и по конкретным проектам, изучаются возможности сотрудничества в Бразилии.
Получен запрос на комплексную поставку микрозавода в одну из стран ШОС, которую планируется разработать с частичным использованием технологий из Китая и при содействии Межбанковского объединения ШОС, в котором участвуют Россия и Китай.
Промышленный инновационный клуб оказывает российским предприятиям организационное содействие в участии в IV Литейном форуме БРИКС, который в феврале 2014 года будет проходить в Индии.
Прорабатывается постановка вопроса о возрождении и развитии литейного производства в России при содействии частно-государственного партнерства.
Кризисная ситуация 2008 года показала неустойчивость экономики на двух опорах традиционной торговой и финансовой модели. Уроки глобального кризиса ускорили поиски продуктивных решений для развития реального сектора как более надежной опоры устойчивой экономики.
Эти тенденции были отражены на Конференции ООН по торговле и развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2013 года, где было отмечено, что доминирующие торговые экспортные отношения только для доступа к зарубежному рынку должны быть сбалансированы «инфраструктурными взаимосвязями и интеграцией сетей промышленных поставщиков».
Также происходят изменения в соотношениях доминирующего финансового сектора с реальным сектором экономики, основой которого является промышленное развитие.
Итоги саммита G20 в июне 2012 года в Лос-Кабосе (Мексика), показывают: мировые лидеры начали соглашаться, что финансовый сектор важен, но экономический рост важнее и надо развивать реальную экономику.
Развитие реального производственного сектора является социально-экономическим фактором. Наряду с экономической устойчивостью он укрепляет социальную стабильность общества за счет повышения благосостояния граждан.
Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати» (сентябрь 2013 года) в качестве первоочередных приоритетов предусматривает «решительные действия для возвращения на путь продуктивного устойчивого и сбалансированного роста».
Возрастающий спрос на установление промышленного партнерства в международном сотрудничестве по сравнению с традиционной торговой субконтрактацией отражается также в Программе ЮНИДО «Новое поколение субконтрактации и партнерства» (UNIDO SPX new generation), которая принимает во внимание новые текущие тенденции промышленного развития.
Таким образом, наблюдается тенденция к развитию промышленного партнерства как третьей опоры устойчивой экономики, дополнительно традиционной торговой и финансовой модели.
Развитие устойчивой экономики в меняющемся мире XXI века требует поиска новых подходов в торговой, финансовой и промышленной политике и реализации новых тенденций разных сфер.
Необходимость приспособления к изменяющимся условиям отражена в Отчете Конференции ООН по торговле и развитию «Адаптация к изменяющейся динамике мировой экономики» — «Adjusting to the changing dynamics of the world economy» (ЮНКТАД, Женева, 12 сентября 2013 года).
В Отчете отмечается, что через пять лет, прошедших после кризиса, мировая экономика еще находится в неустойчивом состоянии из-за ориентирования на использование неустойчивой торговой и финансовой модели.
В документе подчеркивается, что в посткризисный период модель уже не может быть моностратегической и что процесс адаптации требует структурных, фундаментальных изменений в доминирующей ныне модели, как отмечено в ключевых позициях отчета ООН по торговле и развитию:
Основой экономической интеграции стран БРИКС является развитие реального сектора экономики за счет промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций с участием госсектора, крупного частного бизнеса и привлечением предприятий среднего бизнеса к реализации национальных программ развития и международному промышленному сотрудничеству и партнерству.
В. Н. Кульков, координатор Промышленного инновационного клуба, член совета директоров, директор по развитию и связям с госсектором Международного научного моста
Автор
Координатор Промышленного инновационного клуба, Член совета директоров, Директор по развитию и связям с госсектором Международного научного моста
© 2010 - 2025, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.