озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Интервью с генеральным директором ЮНИДО г-ном Ли Йонгом
— С момента вступления на пост генерального директора Организации Объединенных Наций по промышленному развитию в июне 2013 года Вы посещали различные регионы, встречались с представителями государств— участников ЮНИДО, ведущими промышленниками. Среди прочего на этих встречах Вы рассказали о своем видении «всестороннего и устойчивого промышленного развития». В чем оно заключается?
— На заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2013 г. я внимательно выслушал высказывания о трех составляющих устойчивого развития — экономической, социальной и экологической — и требование составить полный перечень Целей устойчивого развития. Меня впечатлил факт существования глобального согласия в том, что решить сегодняшние проблемы можно, только найдя путь к устойчивому развитию. Как еще преодолеть усиливающиеся трудности создания рабочих мест, особенно для молодежи? Как еще вести пропаганду гендерного равенства и расширять права и возможности женщин? Как еще работать с социальными проблемами, например, в области образования и здравоохранения? Как иначе решать не всегда ясные вопросы охраны окружающей среды?
Первостепенное значение Организация Объединенных Наций по промышленному развитию придает вопросу ликвидации бедности. Это актуальная и неотложная задача, которая, по единодушному мнению государств-участников, может быть решена только за счет динамичного всестороннего и устойчивого развития, а также эффективной интеграции его экономической, социальной и экологической составляющих. Стремление ЮНИДО поставить во главу угла индустриализацию объясняется тем, что промышленность оказывает большое влияние на экономическое и социальное развитие, обеспечивая этим достижение других целей. Мы считаем, что основная роль в создании рабочих мест и обеспечении роста и благосостояния во всем мире принадлежит промышленности.
Международное сообщество неустанно работает над достижением новых целей стратегического развития, поэтому и деятельность ЮНИДО, и наши цели, и наши обязанности должны отвечать этим усилиям. ЮНИДО сосредоточится на обеспечении поддержки всестороннего и устойчивого промышленного развития.
Когда я говорю «всесторонний», то имею в виду, что все страны, народы, субъекты частного сектора, общественные организации, международные ведомства по развитию и подразделения ООН сотрудничают с ЮНИДО, содействуя промышленному развитию с целью ликвидации бедности. Всем народам должны быть доступны возможности организации производственных предприятий, ведения производственной деятельности. Все страны должны получить такую возможность, а экономический эффект, обеспеченный промышленным развитием, должен, в свою очередь, привести ко всеобщему процветанию. Я страстно поддерживаю лозунг ООН «Никого не бросаем». В аспекте пропаганды промышленного развития он очень уместен в отношении нашей организации — ЮНИДО. Участие и взаимный обмен не дадут кому-либо отстать.
Многие годы Ли Йонг был крупным политическим деятелем, занимался экономическими и финансовыми вопросами. В течение десяти лет он занимал пост заместителя министра финансов КНР и входил в состав комитета по Кредитно-денежной политике Центрального банка. В этой роли он участвовал в создании и согласовании кредитно-денежной и промышленной политики и поддержке устойчивого экономического роста Китая. Он придает большое значение фискальным и финансовым мерам по поддержке развития сельского хозяйства и малых и средних предприятий — основ формирования экономических возможностей, ликвидации бедности и пропаганды гендерного равенства. |
В этом контексте значение слова «устойчивый» прямо говорит о том, что промышленность формирует материальные ценности для удовлетворения важных социальных и гуманитарных потребностей.
В то же время очевидно, что увеличение расхода сырья и негативное воздействие на окружающую среду могут помешать этому росту. Промышленность как ключевой фактор роста должна пойти по пути уменьшения воздействия на окружающую среду и существенного повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, которые обеспечат здоровье, достаток и безопасность наших народов. Коротко говоря, в пропаганде промышленного развития и производственной деятельности мы должны пытаться учитывать и имеющиеся экологичные подходы к производству: повышение энергоэффективности, распространение технологий чистого производства, сокращение объемов выбросов и более эффективное использование ресурсов.
— Можете ли Вы раскрыть значение партнерства как способа формирования благоприятной среды для всестороннего и устойчивого промышленного развития?
— Для всестороннего и устойчивого промышленного развития во всех государствах-участниках потребуется весь инструментарий ЮНИДО. Но и этого мало: чтобы усилить влияние на развитие, необходимо дальнейшее развитие стратегического партнерства государств-участников, структур ООН и частных компаний, то есть всех участников процесса разработки платформы «Зеленая промышленность» и других важных программ.
Эти формы партнерства следует расширять, поскольку индустриализация — не просто строительство фабрик или организация конвейеров. Это глобальные усилия, которые позволяют странам перейти с одного уровня развития на другой. Это набор процессов, которые невозможно реализовать силами отдельной организации. Процессов, которые требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц, в том числе дву- и многосторонних агентств по развитию, международных финансовых организаций, частного сектора, академий и гражданского общества.
— Вы подчеркнули важность, центральную роль промышленного развития. Находит ли эта позиция отклик у тех, с кем Вы встречались?
— Недавно я совершил поездку по странам Африки, в ходе которой посетил штаб-квартиру Африканского союза в Эфиопии. По мнению руководителей стран Союза, в ближайшие 50 лет индустриализация будет занимать особое место в их повестке дня. Это важная новость, которая говорит мне о двух вещах. О том, что они, во-первых, не хотят бессрочной зависимости от официальной помощи развитию и, во-вторых, хотят использовать свои природные ресурсы с большей эффективностью. Создать новые рабочие места, повысить уровень благосостояния и уровень жизни своего населения они могут только за счет диверсификации экономики и перехода к производственной экономике, к созданию добавочной стоимости ресурсов. За срок свыше десяти лет ряд стран Африки достиг относительно высокого уровня роста. Так, темпы роста в Эфиопии за последний год составили 9,7 %. Это практически самый высокий показатель в мире.
Сегодня две трети наименее развитых стран — страны Африки, которые в основном зависят от сельского хозяйства. Они могут сделать шаг вперед, а мы — помочь им с развитием, созданием более высокой добавочной стоимости, увеличением производительности, а затем — с развитием обрабатывающей промышленности, производства и упаковки пищевых продуктов, переработки кож, древесины, изготовления мебели. Иными словами, мы можем помочь им с развитием самых разных отраслей промышленного производства и, собственно, с промышленным развитием. Эти страны перейдут на новый уровень. Так считают их лидеры, а не только ЮНИДО.
Финансовый кризис научил нас многому. Один из уроков заключается в необходимости переключиться на развитие производственных отраслей. Эта концепция касается не только развивающихся стран или стран со средним уровнем доходов. Мне радостно видеть, что многие развитые страны тоже возвращаются к процессу индустриализации. Они поддерживают новые стратегии, производство, появление новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, а также экспорта. Во время октябрьского визита по странам ЕС я узнал, что эти страны отдают приоритет индустриализации точно так же, как лидеры стран Африки.
Почему же сегодня страны мира пришли к выводу об исключительной важности производства? Давайте оглянемся на наше прошлое. Через 200-300 лет после начала индустриализации многие аграрные страны превратились в промышленные державы. В XX-м веке это позволило Японии и Корее быстро восстановиться после Второй мировой войны и войти в состав ОЭСР. На чем основано «чудо» стран Южной Азии? Производство, промышленное развитие. Население «тигров» и «драконов» быстро достигло среднего и высокого дохода. В 80-е годы Китай использовал их опыт.
Можно ли представить, что в 1978 году китайский ВНП на душу населения составлял в текущих ценах всего 228 долл. США, а сегодня, тридцать лет спустя, превысил 6000 долл. США? Как они этого достигли? За счет сельского хозяйства? Нет. За эти 30 лет страна перешла от него к производству.
— Кто-то может сказать, что концепция всестороннего и устойчивого промышленного развития противоречива, ведь промышленное развитие нуждается в ресурсах, которых становится все меньше, и создает отходы, которые все больше угрожают будущему нашей планеты. Что Вы могли бы сказать в ответ?
— Это хороший вопрос и сложная задача. ЮНИДО пропагандирует всестороннее и устойчивое промышленное развитие, которое должно помочь преодолеть негативные последствия индустриализации. Выпуская продукцию, мы потребляем сырье. Нам нужны вода, электричество, нефть, многое другое. Мы загрязняем окружающую среду, уничтожая леса и пахотные земли. Международное сообщество прилагает все возможные усилия для предотвращения этих негативных последствий, их смягчения и устранения.
Давайте обратим внимание на страны Запада, например, на Великобританию и ее столицу. В молодости я знал, что Лондон — это задымленный город, город смога. Сегодня лондонский воздух чист. Раз они смогли сделать это, значит, можем и мы. Они выучили свой урок, и сегодня смога нет, хотя промышленные предприятия никуда не делись и даже процветают. Во многих странах сейчас наблюдается крупномасштабное развитие промышленности, и при этом окружающая среда оберегается от негативных последствий.
— Могут ли повышение эффективности использования ресурсов, энергоэффективности и распространение технологий чистой энергии компенсировать последствия роста мирового населения?
— Промышленное развитие — процесс неотвратимый. Чтобы страна могла перейти с низкого уровня развития, при котором значительная часть населения находится у черты бедности или даже за нею, на более высокий, нужно промышленное развитие. Многие страны, прошедшие этот путь, сохранили чистое небо. Почему это возможно? Благодаря технологиям. Мы выбираем не между промышленностью и загрязнением. Мы можем двигаться в направлении устойчивого развития. В этой связи сотрудничество по линии «юг-юг» стало важным дополнением к огромным инвестициям в инфраструктуру и промышленный рост. Таким образом, наша задача заключается в разработке необходимых стратегий и создании экономико-правовой среды, которые позволят расширить обмен опытом, полученным в рамках этого сотрудничества, благодаря чему мы сможем выучиться за счет опыта других и создадим дополнительные возможности для инвестирования, создания совместных предприятий и торговли.
Сложность здесь заключается в продвижении к устойчивой структуре производства и потребления при сохранении выгод, обеспечиваемых экономическим ростом, но без обострения социальной напряженности. Нам нужны стратегические и технические программы, которые позволят повсеместно воплотить идею и концепцию устойчивости. Чтобы достичь этих целей, ЮНИДО реализует различные программы и дает методические рекомендации по поддержке наращивания промышленного потенциала. В зависимости от конкретной страны деятельность нашей организации может охватывать и создание потенциала в сельском хозяйстве, и формирование инфраструктуры обеспечения качества и соблюдения стандартов, и поддержку создания отраслей промышленности, выпускающих экологичные товары. Общая цель при этом остается прежней — всестороннее и устойчивое промышленное развитие.
Таким образом, все страны уже поняли, что промышленное развитие необходимо для достижения стабильного и жизнеспособного экономического развития, однако устойчивость промышленности в долгосрочной перспективе требует от нее быстрого перехода. Если кратко: промышленность должна незамедлительно принять бизнес-модель, которая позволит выпускать больше товаров и предлагать больше услуг для растущего населения и при этом потреблять меньше ресурсов и производить меньше отходов и загрязнения. В этом процессе никто не должен остаться без поддержки. Мы должны убедиться во всестороннем характере промышленного роста и всеобщем процветании. ЮНИДО хочет возглавить процесс налаживания партнерских отношений, в которых правительства, частный сектор и другие стороны совместно работают над формированием благоприятных условий, необходимых для перехода к достижению цели всестороннего и устойчивого промышленного развития. Если мы будем вместе, я уверен, мы сможем ликвидировать бедность в кратчайшие сроки.
Источник: Making It
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.