озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Наиболее прогрессивным со многих точек зрения следует признать опыт вывода из обращения озоноразрушающих веществ в странах Евросоюза. Принятие таких документов, как Регламент ЕС 1005/2009 «Вещества, разрушающие озоновый слой», Регламент Еврокомиссии 744/2010 «Поправки к Регламенту ЕС 1005/2009 о веществах, разрушающих озоновый слой, применительно к важным сферам применения фреонов», Решение Еврокомиссии 2010/372/EU «Об использовании контролируемых веществ в промышленном производстве» обеспечило Европе вывод ОРВ с десятилетним опережением графика, предусмотренного Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.
Согласно статье 4 Регламента ЕС 1005/2009 в ЕС запрещено производство ОРВ. Статья 5 запрещает также поставку на рынок и использование ОРВ. Статья 6 запрещает поставку на рынок и использование продукции и оборудования, содержащих ОРВ или требующих ОРВ при производстве или использовании. Из требований этих статей есть ряд чётко обозначенных исключений (использование ОРВ в качестве сырья, для лабораторных исследований, особых сфер применения и т. п.).
В отношении ГХФУ статья 4 и некоторые положения статьи 5 Регламента ЕС 1005/2009 не действуют. Производство ГХФУ разрешается при выполнении определенных условий. Так, расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2013, не превышает 35 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 году; расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2016, не превышает 14 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 году; расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2019, не превышает 7 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 г.
После 31.12.2019 производство ГХФУ прекращается.
С 01.01.2015 вступает в силу запрет на поставку на рынок регенерированных ГХФУ и их использование при ремонте уже произведенного оборудования, а также на использование вторичных ГХФУ при техническом обслуживании и ремонте уже произведенного оборудования.
С 01.01.2020 запрещена поставка ГХФУ на рынок для переупаковки и последующего экспорта.
П.2 Статьи 5 Регламента ЕС 1005/2009 запрещает поставку ОРВ на рынок в одноразовой таре, за исключением поставок для лабораторных и аналитических целей.
Кроме того, действуют следующие требования:
В странах ЕС действует электронная система лицензирования импорта и экспорта ОРВ. Для получения лицензии предприятия регистрируются в системе и отправляют заявку (в электронном виде), где указывают: регистрационные и контактные данные предприятия, описания импортируемых или экспортируемых веществ с указанием торгового наименования и кода вещества, источник его происхождения (первичное, собранное, вторичное или регенерированное), количество вещества в килограммах.
Если лицензия получается для импорта или экспорта продукции и оборудования, содержащих контролируемые вещества или при производстве или использовании которых необходимы контролируемые вещества, указываются: тип и класс продукции и оборудования, количество контролируемого вещества, страну назначения и происхождение вещества.
Если продукция и оборудование содержат гидрохлорфторуглероды или гидрохлорфторуглероды необходимы при производстве или использовании, для получения лицензии требуется разрешение Комиссии ЕС, предусмотренное положениями Статьи 17 Регламента ЕС 1005/2009.
Кроме этого указываются и иные сведения.
Действующая в ЕС система отчетности по обороту ОРВ предписывает странам-участницам Евросоюза предоставлять к 30 июня каждого года сведения об объемах легального оборота метилбромида и фреонов, а также о выявленных случаях незаконного оборота.
Кроме того, предприятия обязаны до 31 марта предоставить Комиссии отчет за предыдущий календарный год, с указанием объемов произведенных, импортированных, экспортированных и уничтоженных контролируемых веществ, а также их наличного запаса.
За образец ведения отчетности в сфере обращения ОРВ может быть взята действующая в ЕС систему отчетности по фторсодержащим газам.
Система отчетности построена на сборе и анализе данных, полученных от продавцов и производителей фторсодержащих газов, от монтажных организаций, а также от служб эксплуатации, использующих логбуки.
Производители/импортеры и экспортеры предоставляют информацию о том, сколько контролируемых веществ поступает на рынок. От монтажных и обслуживающих организаций поступают сведения об объемах потребления и утилизации фторсодержащих газов, включая данные об использовании (заправка новых устройств/обслуживание действующих). Сведения об объемах содержания фторсодержащих газов в оборудовании берутся из журналов учета (логбуков).
Принятие перечисленных мер в сочетании с обязательной сертификацией и лицензированием специалистов по проектированию, монтажу и обслуживанию оборудования, использующего ОРВ, не только обеспечило выполнение обязательств по выводу ОРВ из обращения с опережением предусмотренного Монреальским протоколом графика без ущерба для экономики. Оно позволило сократить утечки хладагентов с 30% до 10% (на новом оборудовании – до 3%). При этом прибыль компаний, работающих в сфере обслуживания и монтажа оборудования, возросла на 25%, рынок стал более легальным и стабильным.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.