озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Серьезность задачи по сохранению озонового слоя, защищающего нашу планету от жесткого ультрафиолетового излучения, сегодня никем не подвергается сомнению. Более четверти века страны, подписавшие Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, активно сокращают производство и потребление озоноразрушающих веществ (ОРВ). При этом требования Протокола никоим образом не затрагивают вещества, уже использующиеся в холодильном и климатическом оборудовании, системах противопожарной безопасности и изоляционных материалах. Запасы таких веществ, содержащихся в устройствах, часто называют «банками ОРВ». Тем не менее такие банки» могут представлять серьезную опасность, так как в случае аварии, во время технического обслуживания оборудования или по истечении срока эксплуатации изделия ОРВ из них могут попасть в атмосферу. Выброс одних ОРВ происходит стремительно, выброс других — очень медленно, в течение многих лет. Принятие Монреальского протокола побудило страны предпринять добровольные шаги для снижения выбросов, и сейчас к ним прибавилась необходимость принятия более существенных мер для решения проблемы «банков ОРВ». Недавнее исследование ГЭФ выявило, что в некоторых странах, в том числе в Российской Федерации, некондиционные ОРВ хранятся на предприятиях, у которых нет возможности их утилизировать, не причиняя вреда окружающей среде. Экологически безопасное уничтожение этих запасов — задача, требующая скорейшего решения.
ЮНИДО разработала концепцию проекта по уничтожению ОРВ, содержащихся в холодильниках и кондиционерах с истекшим сроком эксплуатации. Проект по уничтожению ОРВ в Российской Федерации одобрен ГЭФ в рамках плана контроля ГХФУ.
С целью знакомства российских специалистов с мировым опытом утилизации содержащей ОРВ бытовой техники Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации совместно с компаниями «УКО» и «Статус» организовал поездку в Лондон на завод Sims Recycling Solutions.
В Англии концерн Sims Recycling Solutions владеет двумя перерабатывающими заводами, один из которых утилизирует один миллион холодильников в год.
Российских специалистов поразила организация процесса утилизации холодильников и холодильного оборудования. Процесс представляет безостановочный конвейер, где четко соблюдены нормы, технологии, регламенты. На площади в несколько гектаров организованы складирование и автоматическая линия переработки.
В составе одной смены на предприятии работает всего 12 человек, чей труд используется при погрузке, разделении оборудования на составные части, контроле конвейера. Полностью автоматизировать процесс не позволяет огромное количество модификаций утилизируемых холодильников (размер, вес, конструктивные особенности). Важнейшим этапом подготовки к утилизации является процедура отделения системы охлаждения. При этом полностью исключается утечка фреона. Все остальное поручено технике. Несколько огромных механизмов разрушают утилизируемый холодильник, который на выходе превращается в рассортированные гранулы различных металлов, которые будут направлены для вторичного использования. С помощью системы извлечения газа удается извлечь в среднем 92 % хладонов, которые затем в специальных герметичных емкостях направляются на уничтожение при сверхвысоких температурах.
Прибыль предприятия складывается из доходов от продажи вторсырья и дотаций как от производителей техники, так и от органов местного самоуправления.
Часть проекта, связанная с уничтожением ОРВ в рамках уже одобренного плана по выводу ГХФУ из обращения в РФ, предусматривает создание мощностей, которые обеспечивают или способны обеспечить уничтожение опасных для озонового слоя веществ с использованием методов, утвержденных Группой экспертов по технической и экономической оценке (TEAP) ЮНЕП, а также создание национальных и международных стандартов в этой сфере.
Извлечение и уничтожение некондиционных и непригодных к вторичному использованию ОРВ необходимы для предотвращения не только разрушения озонового слоя, но и неблагоприятного воздействия на климат. Потенциал глобального потепления (ПГП) некоторых ОРВ в 11 000 раз больше, чем у диоксида углерода (СО2). Таким образом, при ненадлежащем обращении они могут стать крупным источником выбросов парниковых газов.
Объем российских банков ХФУ, содержащихся в холодильном и климатическом оборудовании, в 2012 году оценивался в 17 000 тонн (105 млн тонн в СО2-эквиваленте). При этом уничтожение 150 000 холодильников за смену способно сократить запасы этих «банков» лишь на 271 675 тонн СО2-эквивалента в год.
Так как законодательно выбросы ОРВ в России не запрещены, некондиционные ОРВ могут просто выпускаться в воздух. Однако некоторые предприятия добровольно собирали и хранили такие ОРВ, а также были обеспокоены недостаточным количеством методов их безопасного уничтожения. При этом у них отсутствовали установки уничтожения ОРВ, а транспортировка подлежащих уничтожению ОРВ в другие страны была экономически невыгодна. В то же время на мелких предприятиях по переработке металлолома корпуса старых холодильников просто разрезают для последующей продажи металла, не извлекая ни хладагент из холодильного контура, ни озоноразрушающий вспениватель из полиуретановой изоляции.
В силу того, что в РФ отсутствует законодательство, определяющее нормы сбора, хранения, транспортировки и утилизации ОРВ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации может взять за основу и адаптировать европейское законодательство.
При организации систем сбора и переработки ОРВ возможно использовать следующие инструменты регулирования:
Ниже подробно рассмотрены инструменты, имеющие большое значение для изменения и усовершенствования российского законодательства по утилизации ОРВ. Такое внимание обусловлено уверенностью в том, что прогресс РФ в области переработки холодильного оборудования, сбора и уничтожения ОРВ невозможен без государственного руководства.
Запрет на выбросы даст собственникам крупного оборудования, являющегося основным объектом контроля, стимул применять правильные методы технического обслуживания. Во избежание штрафов или в силу коммерческой выгоды они могут также модифицировать и заменить оборудование. Сбор ОРВ из крупных установок создаст запас переработанных хладагентов для компаний с оборудованием меньшего размера.
При разработке внутреннего законодательства следует учесть нормы Регламента 2037/2000 по веществам, разрушающим озоновый слой, принятого Парламентом и Советом Европы 29 июня 2000 года. Уже существующие нормы необходимо планомерно проводить в жизнь и следить за их исполнением. При наличии в РФ аналогичного или подобного законодательства крайне важно контролировать его надлежащее соблюдение.
Для этого требуется следующее:
Наиболее важным элементом проекта по уничтожению ОРВ в РФ является Программа, распространяющая ответственность производителя на период после окончания жизненного цикла продукции.
Системы лицензирования импорта и экспорта ОРВ стали обязательными в рамках выполнения Монреальского протокола. В РФ по большей части используется импортное холодильное и климатическое оборудование, что делает страну зависимой от мирового рынка.
В силу того что темпы вывода ОРВ в развитых странах выше, чем в странах Статьи 5 (развивающиеся страны), в первых был создан некоторый запас бывшего в употреблении оборудования с ОРВ. Недобросовестные собственники и дилеры оборудования поставляют его в РФ, не сообщая своим покупателям о неблагоприятных последствиях использования. Из-за такого «бросового» экспорта страны Статьи 5 попадают в еще большую зависимость, и после повышения цен на эти вещества увеличивается стоимость эксплуатации оборудования. Этот факт следует принять во внимание.
Уменьшению выбросов ОРВ могут способствовать обучение специалистов и выдача разрешений на покупку и использование экологически небезопасных хладагентов только сертифицированным специалистам и компаниям. Подобная практика может изменить уже действующую структуру обслуживания холодильного оборудования, особенно при наличии большого теневого сектора. Например, в Дании была внедрена система сертификации, в которой разрешение на переработку и закупку хладагентов, содержащих ХФУ, для повторного заполнения холодильного оборудования выдается только лицензированным компаниям и лицам.
В следующих номерах вестник «ЮНИДО в России» продолжит рассказ о проблеме утилизации ОРВ.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.