озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
В основу данной статьи, продолжающей серию публикаций о Проекте ЮНИДО «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологии и инноваций для развития среднего и малого бизнеса», положена аналитическая справка, подготовленная Международным научным мостом к Саммиту БРИКС в ЮАР в марте 2013 года, «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».
Для объединения БРИКС характерно отсутствие экономического, политического или географического доминирования со стороны какой-либо из стран-участниц. Это создает комфортные — паритетные — условия сотрудничества между государствами.
Объединяющим фактором союза является комплементарность экономик, когда преимущества каждой стороны дополняют друг друга к взаимной выгоде.
БРИКС объединяет страны, расположенные в разных частях света, на разных континентах, в разных полушариях, что подчеркивает многополярность процесса глобальной интеграции, в котором участники объединения как страны с активно развивающейся экономикой, играют одну из ведущих ролей.
Молодой трансконтинентальный союз БРИКС находится на ранней стадии своего развития, что помогает сформировать приоритеты стратегии и рабочие программы.
Со времени первого Саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны — участницы объединения сформулировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и социальной стабильности мирового сообщества.
Приоритетными экономическими инициативами начального этапа стали:
Приоритетными финансовыми инициативами стали предложения по созданию:
Информационные инициативы начального этапа:
Социально-экономические приоритеты:
В Декларации 2012 года отмечается, что БРИКС — это платформа для сотрудничества между странами, в которых проживает 43 % населения земного шара, представляющими Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку. На долю БРИКС приходится 30 % территории и 45 % всей рабочей силы планеты.
По мнению международных экспертов, рост мировой экономики на основе развития реального сектора, укрепления финансовой устойчивости и социальной стабильности во многом будет осуществляться за счет роста экономики стран БРИКС.
Это подтверждается цифрами: доля стран БРИКС в мировом ВВП выросла с 14,6 % в 2000 году до 26 % (13,7 трлн долл.) в 2010 году и продолжает увеличиваться. Общие золотовалютные запасы группы составляют 4,4 трлн долл.
Специалисты считают, что к 2050 году суммарный объем экономик стран БРИКС превысит суммарный размер экономик стран «Большой семерки»: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады и Японии.
Заметное место занимает БРИКС в «Большой двадцатке», представляющей 64 % населения планеты, обеспечивающей 90 % мирового ВВП и 80 % торговли. G20 создана в 1999 года по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран. До 2008 года группа проводила ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав Центробанков, с 2009 года — саммиты на высшем уровне.
Страны БРИКС, активно участвуя в мероприятиях G20 по обеспечению финансовой стабильности и преодоления последствий экономического кризиса, отражают также свою позицию в мировом экономическом сообществе. На Саммите G20 в Мексике в июне 2012 года отмечалась недопустимость доли стран БРИКС в 11,5 % в квоте МВФ, в то время как эти государства представляют более 26 % мирового ВВП. Этот и другие вопросы поднимались на организованном в рамках Саммита G20 мини-Саммите стран БРИКС. В результате совместных усилий было принято решение об увеличении квот в МВФ.
На Саммите G20 во Франции в 2011 году лидеры стран БРИКС обменялись мнениями о мировой экономической ситуации и согласовали консолидированную позицию БРИКС по положению в еврозоне.
В ряде мероприятий G20 отражается африканская тема. Ей посвящена, в частности, предстоящая Лондонская конференция «G20 — Инвестиции в инфраструктуру Африки» (G20 Africa Infrastructure Investment Conference), которая пройдет 17–19 июля 2013 года.
Следует отметить, что, участвуя по решению саммитов G20 в разработке совместных мер по снижению уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры, такие как Банк развития БРИКС (инициирован Индией), Аграрный план действий (инициирован Китаем), Единая телекоммуникационная связь (предложена Южной Африкой), Резервный валютный фонд БРИКС и Страховой пул БРИКС.
С 1 декабря 2012 года в G20 председательствует Россия, в сентябре 2013 года Россия проводит Саммит G20 в Санкт Петербурге, в 2014 года принимает Саммит G8 в центре «Сколково».
Итоги Саммита G20 в Лос-Кабосе (июнь 2012 года) показали, что мировые лидеры начинают признавать, что экономический рост важнее финансового и прежде всего надо развивать реальную экономику.
Представители стран с активно развивающейся экономикой поддерживают структурные изменения глобальной интеграции, отмечая вместе с тем недостаточность принимаемых мер для построения более стабильных финансовых и экономических систем.
Так, на первой Конференции «G20 и Африка» в Претории (The first yearly African G20 Conference) в декабре 2012 года отмечалось, что G20 слишком евроцентрична и не может обеспечить глобальное экономическое управление.
В Декларации Саммита БРИКС в Нью-Дели, прошедшего в марте 2012 года, отмечено «важнейшее значение экономического роста, который содействует развитию и стабильности в Африке и ускорению диверсификации и модернизации экономик». По данным «Стандард Банка», с 2005 по 2011 год доля Европейского союза во внешнеторговом обороте ЮАР снизилась с 36 до 26,5 %, а доля БРИКС выросла с 10 до 18,6 %. К 2015 году объем торговли между странами БРИКС и Африкой в целом удвоится и достигнет до 500 млрд долл., доля БРИКС в общей торговле Африки увеличится с 1/5 до 1/3. Доля БРИКС в прямых инвестициях в Африку возрастет к 2015 году с 60 до 150 млрд долл.
«Экономическое содружество развития Юга Африки» (САДК) считается одним из наиболее интегрированных и активно развивающихся экономических объединений не только на африканском континенте, но и в мировом сообществе. САДК создано в 1980 году и объединяет 15 стран южно-африканского региона с населением 257,7 млн чел. и объемом валового внутреннего продукта 471,1 млрд долл. Лидирующую роль в этом экономическом объединении играет ЮАР. Результатом эффективных действий по интегрированию региональной экономики стран САДК стали:
Кроме того, на ближайшую перспективу намечены:
В Национальном плане развития NDP 2030, принятом правительством ЮАР в сентябре 2012 года, уделяется значительное внимание вопросам интеграции: национальной (ЮАР), региональной (САДК), континентальной (НЕПАД), трансконтинентальной (БРИКС) и глобальной (G20).
Экономической интеграции в рамках трансконтинентального союза БРИКС уделяется особое место в разрезе объединения усилий для построения альтернативных более стабильных финансовых и экономических систем за счет развития реального сектора экономики в целях обеспечения экономической и социальной устойчивости общества в соответствии с задачами Программы тысячелетия ООН. NDP 2030 учитывает происходящие преобразования глобального экономического порядка и возрастание роли БРИКС, определяя долгосрочные принципы глобальной интеграции ЮАР в мировую экономику через сотрудничество с БРИКС как стратегическую задачу.
Наряду с традиционной сырьевой торговлей все более весомой в экономике стран Африки становится доля промышленного развития как ядра реальной экономики, направленной на развитие всех жизненно важных социально экономических секторов на континентальном, региональном и национальном уровнях.
Ключевые и отраслевые направления отражены в планах экономического развития стран южно-африканского региона:
Экономики стран Африки, интегрируясь на национальном и региональном уровнях, сфокусированы на континентальной интеграции, что отражено в долгосрочном Плане действий Африканского союза, который в свою очередь определяет стратегические направления экономического развития континента.
В Декларации Саммита БРИКС в Нью-Дели отмечена важность международного сотрудничества со странами Африки, которое «будет достигаться путем развития инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расширенного доступа к технологиям, в том числе в рамках «Нового партнерства для развития Африки» (НЕПАД)».
В докладах ЮНИДО и ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) отмечаются необходимость и возможность активного промышленного развития стран Африки для достижения целей тысячелетия ООН.
В настоящее время из стран Африки южнее Сахары, несмотря на значительное наличие природных ресурсов, только ЮАР относится к развитым экономикам мира с развитым промышленным сектором.
Ключевыми ориентирами индустриализации современной экономики африканского континента могут служить национальные планы развития ЮАР. Например, такой документ, как «Промышленная политика и План действий» Министерства торговли и промышленности ЮАР, определяет 12 промышленных отраслей, объединенных в три первоочередные группы развития.
План Министерства энергетики ЮАР, «Интегрированные энергетические ресурсы 2030» ставит целью удвоение мощностей к 2030 году, модернизацию действующих станций, внедрение возобновляемой энергетики, создание независимых производителей.
План NDP 2030 закрепляет стратегические кластеры промышленного развития ЮАР, ранее определенные в отраслевых долгосрочных планах: агропромышленное производство; горно-перерабатывающая промышленность, производство металлов и металлопродукции; обрабатывающая и перерабатывающая промышленность; инфраструктура и строительство; «Зеленая экономика» (экотехнологии, чистое производство, управление промышленными отходами).
Промышленный сектор, становясь ядром реальной экономики, уменьшает зависимость национальной экономики от сельского хозяйства и продажи минерального сырья, обеспечивая развитие жизненно важных для каждой страны отраслей: энергетики, инфраструктуры, обрабатывающей отрасли, строительства, агропроизводства, социального и потребительского секторов.
Задачами индустриализации являются создание новых мощностей, модернизация существующих предприятий и диверсификация промышленности и экономики в целом.
Задачи интеграции, индустриализации, диверсификации могут быть решены на основе партнерства в области науки, технологий и инноваций. Поэтому темы предстоящего Саммита в ЮАР «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации» и Проекта ЮНИДО/ БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологий и инноваций для развития среднего бизнеса» взаимосвязаны.
Реализация национальных программ промышленного развития африканских стран требует внедрения технологий и технологического оборудования для модернизации экономики и строительства новых экономических объектов.
В течение длительного времени развитие экономики на африканском континенте осуществлялось односторонне за счет использования природных ресурсов, что сдерживало адекватное развитие всех остальных отраслей промышленности, образования и науки, являющихся стержнем современного общества.
Накопленный к XXI веку мировым сообществом и, в частности, странами БРИКС научный, технический и инженерный потенциал позволяет осуществлять экономическое сотрудничество в сфере развития экономики стран Африки на базе современных мировых достижений науки и технологий.
Реализация национальных программ промышленного развития требует не только собственных усилий стран Африки, но и активизации международного промышленного сотрудничества для выполнения целей программ в приоритетных отраслях экономики и обеспечения современным оборудованием, технологиями и специалистами.
Опыт деятельности российских предприятий в южно-африканском регионе позволяет предложить ряд практических концепций и технологических проектов для партнерства в формате БРИКС/Африка.
Технологическое партнерство является одним из эффективных инструментов противодействия последствиям глобального финансово-экономического кризиса и важным средством развития экономики стран БРИКС и создания новой многополярной экономической системы.
Участвуя в укреплении надежности глобальной экономики, трансконтинентальный союз БРИКС содействует экономической интеграции на континентальном уровне, подтягивая отсталые страны к уровню многополярного индустриализованного сообщества.
Это подтверждает тема предстоящего Саммита в ЮАР в марте 2013 года «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».
Следует отметить, что в БРИКС наряду с географической направленностью интеграции по континентальным векторам активно развивается интеграция по отдельным кластерам экономики. Это подтверждает согласованный План действий стран БРИКС по агросектору и ежегодно проводимый Металлургический форум (BRICS Foundry).
Залогом успешного развития реального сектора экономики и дальнейшей индустриализации стран БРИКС является создание Банка развития БРИКС. Одной из приоритетных задач Банка будет оказание системной поддержки среднему и малому бизнесу вместе с организациями и предприятиями государственного сектора в рамках частно-государственного партнерства.
Средний бизнес является одной из опор экономики каждой страны мира, обеспечивая вместе с большим бизнесом и государственным сектором социально-экономическую устойчивость общества.
Ведущей экономической задачей государственного сектора стран БРИКС является развитие национального среднего бизнеса, в первую очередь — в промышленной сфере, для ослабления зависимости от сырьевой экономики, повышения рыночной конкурентоспособности, повышения благосостояния страны.
Программы регионального развития стран БРИКС предусматривают активное участие среднего бизнеса в осуществлении промышленной политики и оказание среднему бизнесу всесторонней организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.
Мировой опыт показывает, что выход на национальный рынок новых игроков среднего бизнеса не вызывает противостояния с большим частным бизнесом крупных доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счет создания новых ниш для нового круга потребителей.
Странам БРИКС развитие среднего бизнеса в промышленной сфере позволяет выполнить задачи государственных программ развития, включая сокращение импорта за счет собственного производства и создание экспортного потенциала.
Новые игроки среднего бизнеса создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.
Наряду с этим новые предприятия решают социально-экономические задачи, создавая рабочие места и обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса.
Стратегической социальной задачей создания среднего и малого бизнеса является развитие среднего класса — зажиточного слоя населения, участвующего в обеспечении богатства страны, социально-экономической устойчивости общества и его культурно-духовного развития.
В настоящее время на промышленный рынок стали выходить предприятия среднего бизнеса, располагающие научно-техническим потенциалом и опытом промышленного сотрудничества на международных рынках.
Пример отдельных стран БРИКС представляет широкий спектр организационно-финансовой помощи государства среднему бизнесу в рамках национальных систем поддержки промышленного развития на основе долгосрочных планов промышленной политики.
Следует отметить высокую степень системной организационной и финансовой поддержки в ЮАР участия предприятий среднего бизнеса в промышленном сотрудничестве и партнерстве для развития приоритетных кластеров реального сектора экономики.
Правительство ЮАР разработало ряд программ финансовой поддержки компаний, работающих в проектах, направленных на развитие страны. Поддержка национальных и совместных предприятий оказывается министерствами, национальными и провинциальными корпорациями, фондами развития промышленности и сферы интеллектуальных услуг.
Развитию промышленного сотрудничества между странами БРИКС на основе достижений мировой науки, современных технологий и инноваций служит Проект ЮНИДО/БРИКС «Партнерство между странами БРИКС в области науки, технологий и инноваций для развития среднего и малого бизнеса».
Проект разработан экспертами Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) для объединения технологического потенциала стран — участниц БРИКС в целях создания устойчивой экономики, развития реального сектора, укрепления финансовой устойчивости и социальной стабильности. Он ориентирован на средний бизнес.
Разработка плана действий по созданию системной Технологической платформы и ее практическому применению исходит из следующих факторов, определяющих развитие промышленных отраслей, их модернизацию и диверсификацию:
В декабре 2012 года при Центре международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ на общественных началах сформирован Промышленный инновационный клуб из числа представителей российских предприятий, осуществляющих практическую деятельность в африканском регионе по тематике Саммита БРИКС в ЮАР «БРИКС/Африка» и представляющих ключевые направления промышленного развития.
Целью Клуба является консолидация усилий промышленных предприятий в поддержку Проекта ЮНИДО/БРИКС 2012–2014гг. «Партнерство между странами БРИКС в области технологий и инноваций для развития среднего и малого бизнеса», создание в рамках Проекта Технологической платформы БРИКС, а также оказание содействия проектам развития в приоритетных отраслях реального сектора экономики в рамках мероприятий и программ Саммита БРИКС в ЮАР и во исполнение рекомендаций Протокола СМПК «Россия — Африка» по взаимодействию среднего и малого бизнеса и обмену опытом поддержки международного технологического партнерства.
И. В. Кульков, национальный эксперт проекта ЮНИДО/БРИКС, исполнительный секретарь Международного научного моста, координатор Промышленного инновационного клуба
Автор
Национальный представитель на V Литейном Форуме БРИКС, координатор Промышленного инновационного клуба Центра ЮНИДО в РФ
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.