озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) все еще широко применяются в различных секторах экономики России в качестве хладагентов или компонентов смесевых хладагентов, вспенивателей (порообразователей) в ряде технологий производства изделий из полиуретана, растворителей (компонентов смесевых растворителей) в технологических процессах обезжиривания, очистки и промывки, а также теплоносителей в кондиционерах воздуха и тепловых насосах. Ограничения, накладываемые на их производство и потребление Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, предопределяют принятие законодательными и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации соответствующих решений.
К переходным озоноразрушающим веществам относятся фторхлорсодержащие органические химические соединения — ГХФУ, обладающие относительно небольшим озоноразрушающим портенциалом (ОРП) и не вошедшие в первоначальный объем веществ, контролируемых в рамках Монреальского протокола.
Потребление и производство этих веществ Сторонами Монреальского протокола подлежат регулированию на основании Копенгагенской (1992 г.) и Пекинской (1999 г.) поправок, вступивших в силу для Российской Федерации с 14.12.2005 (постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»).
Из 40-ка ГХФУ, перечисленных в группе I приложения С к Монреальскому протоколу, в Российской Федерации в качестве хладагентов, вспенивателей (порообразователей), пропеллентов и технологических средств очистки, обезжиривания и промывки используются лишь 4: ГХФУ 21, ГХФУ 22, ГХФУ 141b и ГХФУ 142b. При этом самыми массовыми в производстве и потреблении являются в Российской Федерации ГХФУ 22 и ГХФУ 141b. Ранее в стране имелось незначительное потребление ГХФУ 122, ГХФУ 122a и ГХФУ 123.
В согласованном заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статью 82 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя» дано определение термина «обращение озоноразрушающих веществ», под которым понимается «производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ».
В рамках настоящей статьи ограничимся рассмотрением производства ГХФУ, их использования в качестве сырья для синтеза озонобезопасных веществ, а также ввоза и вывоза этих веществ. При этом в соответствии с Монреальским протоколом «производство» означает количество произведенных регулируемых веществ за вычетом того количества веществ, которое уничтожается с применением технологий, подлежащих утверждению его Сторонами, а также того количества веществ, которое используется исключительно как сырье для производства других химических веществ. Количество веществ, подвергшихся рециркуляции и повторному использованию, не рассматривается как «производство». Также в этом международном соглашении дано определение термина «потребление», который означает «производство» плюс «импорт» минус «экспорт» минус «основные виды применения» регулируемых веществ. С признанием Сторонами Монреальского протокола основными видами применения того или иного использования ГХФУ российские экологические, экономические и дипломатические ведомства столкнутся не ранее 2020 г., а пока исключим этот фактор из расчетов.
В таблицах 1-4 представлена информация о потреблении ГХФУ в Российской Федерации ГХФУ в течение 2007–2012 гг.
Таблица 1. Потребление ГХФУ 21 (Код ТН ВЭД ТС 2903791100) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в метрических тоннах – мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 353,8 | 110,0 | 89,4 | 202,7 | 213,5 | 277, 5 |
Сырье | 344,8 | 110,0 | 54,6 | 0 | 0 | 0 |
Экспорт | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Импорт | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потребление | 9,0 | 0 | 34,8 | 202,7 | 213,5 | 277,5 |
Таблица 2. Потребление ГХФУ 22 (Код ТН ВЭД ТС 2903710000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 31.144, 4 | 30.707,5 | 18.742,8 | 28.382,2 | 32.475,1 | 31.533,8 |
Сырье | 26.657,7 | 26.043,1 | 13.512,4 | 18.601,3 | 23.770,3 | 23.288,7 |
Экспорт | 53,3 | 0 | 70,2 | 16,0 | 4,4 | 0 |
Импорт | 7.767,2 | 8.021,2 | 5.801,0 | 250,0 | 0 | 0 |
Потребление | 12.200,6 | 12.685,6 | 10.961,2 | 10.014,9 | 8.700,4 | 8.245,1 |
Таблица 3. Потребление ГХФУ 141b (Код ТН ВЭД ТС 2903730000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 г.г. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сырье | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Экспорт | 0,3 | 2,5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Импорт | 2.758,7 | 3.271,9 | 2.842,6 | 1.357,0 | 3.156,5 | 1.821,0 |
Потребление | 2.758,4 | 3.269,4 | 2.842,6 | 1.357,0 | 3.156,5 | 1.821,0 |
Таблица 4. Потребление ГХФУ 142b (Код ТН ВЭД ТС 290374000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 1.024,4 | 797,3 | 347,9 | 579,6 | 773,6 | 450,2 |
Сырье | 496,5 | 452,4 | 301,3 | 476,5 | 644,2 | 418,9 |
Экспорт | 10,2 | 0 | 0 | 24,0 | 0 | 0 |
Импорт | 304,4 | 829,0 | 255,0 | 5,8 | 0 | 0 |
Потребление | 822,1 | 1.173,9 | 301,6 | 84,9 | 129,4 | 31,3 |
Резюме мер регулирования потребления ГХФУ в Российской Федерации:
Резюме мер регулирования производства ГХФУ в Российской Федерации:
Пересчет в т ОРП производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации был осуществлен на основании индивидуальных ОРП, определенных Приложением С к Монреальскому протоколу, следующих веществ:
Предельный уровень производства ГХФУ, установленный Монреальским протоколом на период до 31.12.2009, составляет 4.066,1 т ОРП, на период с 01.01.2010 до 31.12.2014–1.016,25 т ОРП, а на период с 01.01.2015 до 31.12.2019–406,61 т ОРП. С учетом информации, представленной в таблице 5 можно отметить, что Российская Федерация в период с 2007 по 2012 гг. находилась в режиме соблюдения обязательств по Монреальскому протоколу в части производства ГХФУ.
Таблица 5. Производство всех видов ГХФУ в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в т ОРП)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 281,4 | 279,0 | 292,1 | 552,8 | 495,7 | 466,6 |
Предельный уровень потребления ГХФУ, установленный Монреальским протоколом на период до 31.12.2009, составляет 2.597,99 т ОРП, на период с 01.01.2010 до 31.12.2014–999,23 т ОРП, а на период с 01.01.2015 до 31.12.2019–399,69 т ОРП. С учетом информации, представленной в таблице 6, Российская Федерация в период с 2007 по 2012 гг. также находилась в режиме соблюдения обязательств по Монреальскому протоколу в части потребления ГХФУ.
Таблица 6. Потребление всех видов ГХФУ в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в т ОРП)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 1.028,3 | 1.133,6 | 940,4 | 733,8 | 842,7 | 666,9 |
Из приведенных выше значений фактического производства и потребления ГХФУ следует, что Российская Федерация в большей степени ограничена уровнями потребления этих веществ, в связи с чем была предпринята попытка оценить возможность выполнения обязательств страны по Монреальскому протоколу именно в этой сфере с 2013 по 2020 гг.
Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации ГХФУ в 2013–2014 гг., в 2015–2019 гг. и в 2020–2029 гг. (таблицы 7-11).
Таблица 7. Максимальное потребление всех видов ГХФУ в Российской Федерации в соответствии с Монреальским протоколом до 2030 г. (в т ОРП)
Годы | 2013 – 2014 | 2015 – 2019 | 2020 – 2029 | 2030 |
---|---|---|---|---|
Производство | 999,3 | 399,69 | 19,98 | 0 |
Таблица 8. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2013 – 2014 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2013 г. | 2014 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 300,0 | 12,0 | 250,0 | 10,0 | Производство |
ГХФУ 22 | 12.400,0 | 682,0 | 12.800,0 | 704,0 | Производство |
ГХФУ 141b | 2.500,0 | 275,0 | 2.000,0 | 220,0 | Импорт |
ГХФУ 142b | 450,0 | 29,25 | 1.000,0 | 65,0 | Производство |
Всего: | 15.650,0 | 998,25 | 16.050,0 | 999,0 |
Таблица 9. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2015 – 2016 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2015 г. | 2016 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 150,0 | 6,00 | 125,0 | 5,0 | Производство |
ГХФУ 22 | 4.270,0 | 234,85 | 4.790,0 | 263,45 | Производство |
ГХФУ 141b | 1.000,0 | 110,00 | 750,0 | 82,5 | Импорт |
ГХФУ 142b | 750,0 | 48,75 | 750,0 | 48,75 | Производство |
Всего: | 6.170,0 | 399,6 | 6.415,0 | 399,7 |
Таблица 10. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2017 – 2018 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2017 г. | 2018 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 100,0 | 4,0 | 75,0 | 3,00 | Производство |
ГХФУ 22 | 5.600,0 | 308,0 | 6.240,0 | 343,2 | Производство |
ГХФУ 141b | 500,0 | 55,0 | 250,0 | 27,5 | Импорт |
ГХФУ 142b | 500,0 | 32,5 | 400,0 | 26,0 | Производство |
Всего: | 6.700,0 | 399,5 | 6.965,0 | 399,7 |
Таблица 11. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2019 – 2020 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2019 г. | 2020 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 40,0 | 1,6 | 0 | 0 | Производство |
ГХФУ 22 | 6.750,0 | 371,25 | 363,3 | 19,98 | Производство |
ГХФУ 141b | 125,0 | 13,75 | 0 | 0 | Импорт |
ГХФУ 142b | 200,0 | 13,0 | 0 | 0 | Производство |
Всего: | 7.115,0 | 399,6 | 363,3 | 19,98 |
Следует отметить, что в отличие от ситуации с ХФУ, имевшей место в 2000 году, когда их производство осуществлялось на семи предприятиях, изготовление ГХФУ в Российской Федерации сконцентрировано на трех: ВОАО «Химпром», г. Волгоград, ОАО «ГалоПолимер Пермь», г. Пермь и ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк», г. Кирово-Чепецк Кировской обл.
С учетом вышеизложенного прогноза уровня потребления ГХФУ в Российской Федерации с 2013 по 2020 гг. возможная структура производства этих веществ (квот на их производство) может иметь следующий вид (таблица 12).
Таблица 12. Прогноз структуры производства ГХФУ в Российской Федерации в 2013 – 2020 гг. (в мт)
Хладон | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
R21 | 300,0 | 250,0 | 150,0 | 125,0 | 100,0 | 75,0 | 40,0 | 0 |
R22 | 12.400,0 | 12,800,0 | 4.270,0 | 4.790,0 | 5.600,0 | 6.240,0 | 6.750,0 | 363,3 |
R142b | 450,00 | 1.000,0 | 750,0 | 750,0 | 500,0 | 400,0 | 200,0 | 0 |
Всего: | 13.150,0 | 14.050,0 | 5.170,0 | 5.665,0 | 6.200,0 | 6.715,0 | 6.990,0 | 363,3 |
При прогнозировании уровней производства ГХФУ в Российской Федерации были учтены максимальные уровни потребления этих веществ, установленные Монреальским протоколом. Предполагается, что квоты на производство ГХФУ предприятиями будут устанавливаться Минприроды России на ежегодной основе.
Производство ГХФУ 21 в период с 2013 по 2020 гг. будет монотонно убывать по мере снижения спроса на него.
Уровни производства ГХФУ 22 в 2013–2014 гг. в объеме 12.400–12.800 мт превышают реальные потребности экономики страны, что позволит предприятиям — производителям ГХФУ и другим заинтересованным хозяйствующим субъектам создать промежуточные запасы (банки) ГХФУ 22 для покрытия дефицита этого хладона в 2015–2017 гг. Возросшие объемы производства ГХФУ 22 в 2018–2019 гг. за счет снижения квот на производство и импорт других хладонов при одновременном сокращении его потребления позволят заложить в запасы (банки) ГХФУ 22 в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей российской экономики (в том числе в специальных и особо важных видах применения) в этом веществе в качестве хладагента с 2020 по 2030 гг. и последующие годы.
Первоначальный рост объемов производства ГХФУ 142b запланирован исходя из предположения, что ряд потребителей ГХФУ 141b, не осуществивших аппаратную (технологическую) конверсию своих производственных мощностей, в связи с дефицитностью последнего будет вынужден перейти на использование смеси ГХФУ 22/142b в качестве вспенивателя.
Одним из возможных механизмов системы квотирования производства ГХФУ может быть перераспределение установленных в мт для отдельных видов ГХФУ квот в рамках общей квоты предприятия в т ОРП по согласованию с Минприроды России и Минпромторгом России.
С 01.01.2020 допустимый уровень производства ГХФУ 22 не может превышать уровень 363,27 мт. При этом следует иметь в виду, что производство этого хладона по всей видимости сохранится для использования в качестве исходного сырья для синтеза политетрафторэтилена (ПТФЭ) — тефлона или фторопласта-4 (- C2F4 -) n.
Сохранение производства других ГХФУ после 31.12.2019 не представляется целесообразным. В соответствии с Монреальским протоколом ГХФУ 22 может ежегодно производиться (до 2030 г.) в указанном выше объеме для использования в сервисном обслуживании холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, изготовленного до 31.12.2019. По-видимому, это будет холодильное оборудование специального назначения.
Василий Целиков,
старший технический советник ЮНИДО
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.