Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Убить нищету в зародыше

Убить нищету в зародыше

Интервью с Марией Эйтел, президентом и генеральным директором фонда «Найк», инвестирующим средства только в девушек-подростков.

По словам Марии Эйтел, девушки-подростки — «самая мощная сила, способная изменить мир и преодолеть нищету в развивающихся странах». Фонд «Найк» спонсирует кампанию «Эффект девушки», которая позволяет реализовать «уникальный потенциал 600 миллионов девушек-подростков, способный покончить с нищетой, как их собственной, так и в мировом масштабе».

— С чего начиналась финансовая помощь фонда «Найк» девочкам-подросткам из развивающихся стран?

— Мы начали эту деятельность в 2004 году. Нашей целью было покончить с большой проблемой, лишающей людей возможности пользоваться своими гражданскими правами, — бедностью, переходящей из поколения в поколение. В самом начале мы еще не понимали, что необходимо работать именно с девушками, но в какой-то момент обратили внимание на несоразмерное поражение женщин в правах и на масштабность влияния этого факта на жизнь их детей. Так мы поняли, что момент перехода девочки во взрослую жизнь является переломным в ее жизни. Подростковый возраст — оптимальная точка приложения усилий. Вкладываясь в девушек, можно остановить бедность еще в зародыше.

Осмотревшись, мы обнаружили, что девушкам не уделяют особого внимания. Все ограничивается инвестициями в образование. Традиционно девушек относили к женщинам или молодежи, но на самом деле не включали ни в одну из групп, потому что никто не понимал уникальность опыта девушек-подростков.

Хотя того, что сделано на сегодняшний день, совершенно недостаточно — реализация нескольких инновационных программ показала, что при наличии необходимых возможностей девушка может закончить школу, выйти замуж, подготовиться к рождению детей, сохранить свое здоровье и передать этот опыт следующему поколению. Это один путь.

Другой встречается чаще. Пойдя по нему, она теряет все имеющиеся возможности в тот момент, когда ей исполняется 12. Она уходит из школы только для того, чтобы как можно раньше выйти замуж, забеременеть, узнать, что такое ВИЧ-инфекция. Этот путь определяет не только ее будущее, но и будущее ее детей.

Мы поняли, что для решения проблемы бедности мы должны достучаться до девушки до этого момента. Мы должны придумать, как направить ее по первому пути. И если у нас получится, это будет не просто инвестиция в девочку-подростка, это будет инвестиция во всех, кто ее окружает.

— Что вдохновило Вас на организацию кампании «Эффект девушки» (The Girl Effect) и насколько успешно Вы справились с информированием общественности?

— Девушек-подростков довольно долго не замечали, поэтому нашей первой задачей была простая вещь: показать миру, почему надо инвестировать именно в них. Когда мы запустили сайт GirlEffect.org, дела обстояли именно так. В то время мы работали над тем, чтобы этот вопрос вошел в повестку дня генеральных директоров, лидеров государств и других влиятельных лиц всего мира.

Другое дело, что эти вопросы имеют комплексный характер. Мы могли вечно говорить о данных и программах, о факторах, которые влияют на жизнь девушек, но нам не хватало средств, которые могли бы помочь людям начать осознавать важность этого вопроса для всех.

Мы чувствовали, что миру нужна объединяющая идея, что-то, что люди смогут поддержать и сделать своим убеждением. Girl Effect — это движение для всех. Вся суть GirlEffect.org — предложить людям инструменты, которые позволят им развить это движение.

За несколько лет мы достигли того, что множество людей и организаций поняли, что борьба с бедностью теми способами, что были приняты раньше, не принесет результата.

Если взглянуть на неправительственные организации типа CARE или Plan International, на донорские организации вроде Всемирного банка или британской DFID, то становится ясно, что по-настоящему крупные игроки переосмысливают свои стратегии и принимают на себя обязательства перед The Girl Effect как на уровне взаимодействия между организациями, так и непосредственно на местах. Все это вместе стало критической массой и начало двигать прогресс.

— Что бы Вы назвали самыми важными уроками, выученными в контексте международного развития, благотворительности и лидерства за то время, что Вы возглавляете фонд «Найк»?

— Для меня это очень важный вопрос, потому что вся суть компании «Найк» заключается в проникновении и понимании, и это то, что мы — фонд — переняли из корпоративной культуры.

Самый большой и важный урок состоит в том, что девушки-подростки могут одолеть бедность в зародыше. Внутри этого урока лежит другой: простой ответ «учите девушек» не работает, потому что первопричина иная. Девушек не учили, потому что семьи не видели смысла вкладываться в это. Их потенциал не ценился. И перед ними стояло множество других препятствий: почти половина девушек из развивающихся стран выходит замуж до наступления 20 лет. Столько же рожают детей, оставаясь, по сути, детьми сами. Девушки моложе 15 лет становятся жертвами сексуальных преступлений почти в 50 % случаев. 76 % молодых ВИЧ-инфицированных в тропической Африке — это женщины. Когда в жизни девушек существуют границы, проигрывают все.

В краткосрочной перспективе людям, ожидающим быстрой отдачи, остается только одно: забрать девушку из школы, чтобы она носила воду, собирала дрова и заботилась о других членах семьи. Иначе говоря, использовать ее, чтобы компенсировать неудобства, связанные с отсутствием инфраструктуры. Солидную долю проблем порождают ранний брак и беременность в подростковом возрасте. Как только невеста в этой девушке станет более ценной, чем школьница, — бац! — и дверь в большой мир захлопнулась. Другой важный урок заключается в том, что система не работает на девушек. Если они не могут дойти до школы и чувствовать себя при этом в безопасности, если у них нет права на собственность, если они не могут выбрать, когда им выйти замуж или сколько детей иметь, тогда у них не остается никакой возможности участвовать в этой жизни. Система настроена на их неудачу.

И это не локальная проблема. Мы, международное сообщество, должны заставить себя ответить на вопрос: «Действительно ли мы ценим девушек и верим в их потенциал? Видно ли это по нашим инвестициям? Хотим ли мы приложить все необходимые усилия и развернуть это огромное судно?» Проблемы, которые необходимо решить, очевидны. В развивающихся странах основной причиной смерти девушек в возрасте от 15 до 19 лет является ранняя беременность. От четверти до половины девушек из развивающихся стран рожают до наступления 18 лет. Ранние браки распространены во многих странах мира.

— Расскажите нам о достижениях, обеспеченных инвестициями фонда «Найк» в девушек-подростков.

— Условия жизни девушек зависят от региона. В Эфиопии многие девушки, участвующие в нашей программе, живут в деревнях, куда не доходят дороги. В Кении они живут в городских трущобах, где на площади, сравнимой с Центральным парком Нью-Йорка, нашли свое пристанище миллион человек. Либерия — это страна, где реализовывались программы в интересах мужчин, участвовавших в гражданских войнах, а на девушек не обращали внимания.

И только одно никогда не меняется: потенциал девушек. Где бы вы ни оказались и какими бы ни были условия, девушки всегда доказывают, что у них есть потенциал восстановить семью, сообщество, страну.

Мы реализуем программы наподобие Berhane Hewan, нацеленной на сельские сообщества Эфиопии, где у девушек практически нет никаких шансов. К 15 годам они скорее окажутся замужем, чем в школе. Помимо денежных компенсаций и проводимых в сообществах дискуссий по поводу увеличения возраста вступления в брак и изменения отношения к девушкам, программы предусматривают средства поощрения — например, такие банальные вещи, как обеспечение школьными принадлежностями. На данный момент уже более 11 000 девушек предпочли школу раннему браку. За время пилотного этапа программы ни одна девушка в возрасте от 10 до 14 лет не вышла замуж. Вероятность брака для девушек, участвующих в проекте, примерно на 90 % ниже, чем для их ровесниц из того же сообщества. Программа работает, поскольку она опирается на изменение сообщества в целом, а не отдельной девушки. В результате мы достигаем устойчивых перемен. Сейчас объем инвестиций увеличивается за счет участия партнеров, поэтому они достигают гораздо большего числа девушек.

Президент фонда «Найк» Мария Эйтел и бывший президент Всемирного банка Роберт Зеллик

Президент фонда «Найк» Мария Эйтел и бывший президент Всемирного банка Роберт Зеллик чествуют опубликование Отчета о мировом развитии в вопросах гендерного равенства и развития за 2012 год.
Фото: Робин Барнетт

В Кении наши партнеры работают в одной из самых больших трущоб, Кибере, что на окраине Найроби. Для девушек это одно из опаснейших мест на Земле. Двенадцатилетняя жительница Киберы — это просто вещь. Программа Binti Pamoja предлагает девушкам безопасное место, где они могут общаться с другими девушками и приобретать знания о репродуктивном здоровье, финансах и других базовых навыках. По завершении программы они организуют новые безопасные места на территории Киберы и расширяют сеть, предоставляющую защиту, поддержку и информацию. До 2006 года девушки могли чувствовать себя в безопасности лишь в отдельных уголках Киберы, и только сотая часть всех девушек участвовала в программе, предназначенной исключительно для них. Мы начали с 40 девушек, и сейчас программа работает на тысячи девушек, разбитых на 30 групп по 13 деревням Киберы. При помощи обширной сети знакомств и примеров для подражания девушки из программы Binti Pamoja заводят сберегательные счета, добиваются использования презервативов и дают отпор богатым пожилым поклонникам.

Круг поддержки и возможность зарабатывать и экономить деньги уберегают их от проституции, снижают риск заражения ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем, не говоря уже о беременности. Благодаря участию в групповых программах микрофинансирования (например, Ishaka, организованная CARE в Бурунди) они расширяют круг знакомств, чувствуют себя увереннее, чаще проходят проверку на ВИЧ, не занимаются сексом за деньги и пользуются презервативами. Возможности имеют значение. Это подтвердила недавно реализованная программа денежных переводов, организованная Всемирным банком в Малави. В рамках этой программы девушки получали прямые выплаты наличными, и это позволило снизить распространение ВИЧ на 60 % по сравнению с их ровесницами, не получавшими подобных выплат.

В Либерии инициатива Всемирного банка «Девушки-подростки» (Adolescent Girls Initiative) предлагает более взрослым девушкам возможность трудоустройства в зависимости от спроса на рынке труда. Их не обучают бесполезным видам деятельности. Наше сотрудничество с предприятиями частного сектора позволяет определить, какие умения необходимы для разных видов деятельности. А еще девушки обучаются бытовым навыкам, которые позволяют им преодолеть самые большие препятствия в развитии, в том числе ранний брак, беременность, социальную изоляцию и насилие.

Хотя мои примеры касаются стран Африки, наша программа ими не ограничена. Инициатива «Девушки-подростки» уже идет по миру: в Афганистан, Иорданию, Лаосскую НДР, Непал, Руанду и Южный Судан. Мы же видим прекрасные программы помощи девушкам во всех уголках мира, начиная с Бразилии и Парагвая и заканчивая Китаем и Индией. Как я уже сказала, девушки разные, но их потенциал велик.

Беседовал Рахим Канани

Полный текст доступен на сайте www.rahimkanami.com

По материалам журнала
Making It,
3-й квартал 2012 г.

Автор

Мария Эйтел

Президент и генеральный директор фонда «Найк»


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.