озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
«Аммиак как хладагент» — это название новой рубрики журнала «ЮНИДО в России» и нового раздела портала www.ozoneprogram.ru. В них мы хотим поделиться богатым международным опытом использования аммиака, который во многих случаях может стать энергоэффективной и экологически безопасной альтернативой гидрофторуглеродным хладагентам (ГФУ).
Содержание новой рубрики:
|
Сейчас, когда отношение России к Киотскому протоколу не очень простое, многие начинают неоправданно широко использовать ГФУ, не понимая, что у этих веществ нет большого будущего.
ГФУ — это парниковые газы, попадание которых в атмосферу ведет к катастрофическим изменениям климата. Европа отказывается от их применения и вводит новый, более жесткий Регламент по фторсодержащим газам.
Не подписавшие Киотский протокол США и вышедшая из него Канада выдвинули так называемые «североамериканские предложения», согласно которым парниковые газы должны быть включены в Монреальский протокол и поэтапно выведены из обращения.
Почему именно Монреальский протокол? Во-первых, это наиболее действенное международное соглашение, касающееся защиты окружающей среды от воздействия человека, а во-вторых, выполнение требований этого протокола по отказу от озоноразрушающих веществ стало одной из причин массового применения парниковых газов. Включение их в протокол позволит минимизировать влияние его исполнения на климат. Предложения поддержаны подавляющим числом развитых стран, тормозят их принятие лишь Китай и Индия, требующие компенсации и технической помощи за отказ от использования ГФУ.
Россия, которая практически не производит ГФУ, разрабатывающая стратегию химической безопасности, просто не может игнорировать такой прекрасный и экологически безопасный хладагент, как аммиак:
Конечно, было бы лукавством обходить такие вопросы использования аммиака, как безопасность, в частности, его токсичность и воспламеняемость. Хотя, как заметил один эксперт европейского форума, «вероятно, гораздо больше людей были убиты из-за использования ГХФУ и ГФУ, чем из-за использования аммиака». Однако действующие в настоящее время в Российской Федерации чрезмерно жесткие правила безопасности аммиачных холодильных установок (ПБ 09–595–03) привели к тому, что Россия отстала от Европы и ряда других стран в применении этого эффективного хладагента.
В СССР аммиак широко применялся в промышленном и торговом холоде. Им заправлялись даже некоторые модели бытовых холодильников. Начиная с 60-х годов во многих крупных городах хладокомбинаты и другие пищевые производства строились в одном районе — так называемой промышленной зоне. Таким образом, рядом оказывались хладокомбинат, пищекомбинат, молочный завод, мясокомбинат, пивоваренный завод, плодоовощное объединение. В радиусе нескольких километров концентрировалось до нескольких сот тонн аммиака. В результате развития городов отдельные предприятия оказались в центре жилых массивов, и в случае техногенной катастрофы население могло оказаться в опасности из-за токсичных свойств аммиака.
После нескольких аварий с человеческими жертвами (что было обусловлено износом устаревшего оборудования и человеческим фактором) были приняты жесткие нормы и правила по применению аммиака в качестве хладагента. На протяжении последних десятилетий при строительстве новых и реконструкции старых холодильных установок проектировщики старались использовать традиционные фреоны — в первую очередь R22, в настоящий момент выводящийся из обращения. |
Между тем вопросы безопасного использования аммиака успешно решаются во всем мире за счет:
В статье крупнейшего эксперта по аммиаку Андерса Линдборга приводились данные по смертности в результате несчастных случаев, связанных с применением аммиака: «Все происшествия такого рода, приведшие к смерти, учитываются (в США — последние 11 лет, в Великобритании — с 1986 г., в Швеции — c 1940 г.). Судя по этим данным, шанс в течение года умереть от аммиака есть лишь у двух человек из миллиарда. Для сравнения: по сведениям американских статистиков, вероятность в течение года погибнуть от удара молнии — 32 на миллиард».
В письме, адресованном нам еще в 2010 году, этот крупный и недавно ушедший от нас эксперт писал:
«По результатам моих исследований, я могу сказать, что в большинстве современных крупных систем используется аммиак. Во Франции даже приняли новый закон, имеющий целью облегчение процесса перехода на новые системы на основе аммиака. В странах Северной Европы наблюдается ускоренный переход на использование аммиака и диоксида углерода (CO2), а также углеводородов. В настоящее время за использование систем на ГФУ в Норвегии и Дании взимаются значительные налоги; в Швеции готовится аналогичный законопроект. По результатам моих исследований складывается четкая картина: в большинстве (80–90 %) крупных систем в Европе используется аммиак. Также становится ясно, что в Западной Европе широко распространены системы на аммиаке, а новые системы на ГФУ получили более широкое распространение в Восточной Европе от стран Балтии и стран, расположенных южнее. В объяснение этого факта я могу предположить, что поставщики хладагентов в этом регионе либо вообще не знают, либо знают очень мало о применении аммиака и других хладагентов природного происхождения и связанных с ними технологиях».
В октябре 2013 года состоится Конференция ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России, посвященная перспективам использования аммиака в качестве хладагента. Подробности: www.ozoneprogram.ru |
К счастью, ситуация в России уже меняется. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 № 1413-р Министерству промышленности и торговли Российской Федерации дано указание включить в Федеральную целевую программу «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015–2020 годы)» мероприятия по разработке и освоению производства номенклатурного ряда холодильного оборудования в озонобезопасном исполнении, в том числе с малой заправкой аммиаком.
Помощь в возвращении в Россию этого эффективного хладагента будет оказана и ЮНИДО в рамках Проекта ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России по выводу озоноразрушающих веществ в Российской Федерации.
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.