озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Именно Дмитровский агропромышленный парк, как одно из самых успешных предприятий отрасли, рекомендовали посетить Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву
Интенсивные технологии выращивания картофеля — одно из условий хорошего урожая
Дмитровский агропромышленный парк — один из лидеров российского сельского хозяйства, точнее, его «картофельного» сегмента. В облике предприятия ничто не напоминает совхозы или колхозы времен СССР с их вечно грязными тракторами и бездонными лужами, разбросанной тарой и вездесущим запахом гниения. Под Дмитровом все устроено на уровне мировых стандартов: везде порядок, рациональность, чистота — будь то административные помещения, лаборатории, производственные цеха или склады. Два года назад именно это предприятие, как одно из передовых в отрасли, посетил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.
Конечно, лидирующие позиции на рынке предприятие заняло не сразу, но его сегодняшний успех был во многом предопределен мощной технологической базой, заложенной в основу этого бизнеса еще на заре его становления.
Дмитровский агропромышленный парк сегодня
В 2010 году площадь посадки картофеля превысила 2200 га (еще на 400 га выращивается свекла и морковь), а общая обрабатываемая площадь (с учетом культур севооборота) составила 8500 га. На предприятии трудятся более 400 человек. Годовой оборот компании достиг 1 млрд. рублей. Дмитровский агропромышленный парк является одним из крупнейших поставщиков ООО «Фритолей Мануфактуринг» (производитель чипсов Lay’s).
В 1988 году нынешний председатель Совета директоров Дмитровского агропромышленного парка Александр Чуенко, физик по образованию и предприниматель по призванию, чья фирма «Дока» работала в области микроэлектроники и программного обеспечения, вплотную занялся… сельским хозяйством. В компанию были приглашены известные ученые, во времена СССР разрабатывавшие технологии выращивания растений в космосе. Неудивительно, что по прошествии нескольких месяцев коллектив создал инновационную технологию «гидропонного производства мини-клубней картофеля». При ее реализации картофель размножается черенкованием, выращивается в пробирках на питательном субстрате, в условиях управляемого фотосинтеза.
— Нельзя сказать, что в 1988 году мы все начинали с нуля, ведь наша технология разработана на стыке микроэлектроники, которой всегда занималась «Дока», и биотехнологии, — рассказывает Александр Чуенко.
Характерно, что при использовании гидропоники развитие картофеля идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных лабораториях никакая вирусная или бактериальная инфекция к клубням не подберется, а это способствует мини-мизации производственных затрат и повышению рентабельности сельскохозяйственного бизнеса. Практически сразу после создания новой технологии ее очевидные достоинства оценили в Канаде, где природно-климатические условия, как известно, максимально схожи с российскими. Сегодня технология гидропонного производства мини-клубней картофеля, разработанная и используемая под Дмитровом, востребована и в Германии (фирма «Норика»), в Китае и Колумбии (McCain Foods), и более чем в двадцати российских регионах, где функционируют гидропонные установки «Картофельное дерево».
Со стороны и не скажешь, что эти аккуратные цеха — предприятие по выращиванию картофеля
В 1994–1995 годах Александр Чуенко и его коллеги налаживали в Канаде один из своих первых «технологических модулей» по выращиванию мини-клубней. Именно тогда их поразила разница в урожайности практически идентичных по потенциально возможной отдаче сельхозугодий у нас в стране и у канадских фермеров. Если в России урожайность картофеля не превышала 10–11 тонн с гектара, то в Канаде те же площади приносили 35–45 тонн.
Вдохновившись успехами канадских картофелеводов, Александр Чуенко решил открыть собственное, «по-канадски» эффективное сельхозпредприятие в России: ведь для его создания уже были все необходимые наработки.
Проект получился международным. В Канаде Чуенко познакомился с будущим коллегой — Аланом Паркером, благодаря которому и удалось с большой пользой для дела использовать многолетний и успешный канадский опыт.
В 1996 году предприниматели начали с двух гектаров арендованной земли в Дмитровском районе, вложив в дело «смешные» (даже по тем временам) 50 тысяч долларов. Александр Чуенко стал председателем совета директоров группы «АгроПарк». Теперь мини-клубни размножались в собственных стерильных лабораториях комплекса, а семенной картофель высоких репродукций выращивался и собирался на арендованных полях, а не у сторонних заказчиков.
Уже в 1997 году «АгроПарк» засеял 12 га, в 1998 году — 45 га, далее рост шел почти в геометрической прогрессии.
— Чтобы получать в России хороший урожай картофеля, как, впрочем, и любой другой сельскохозяйственной культуры, необходимы три условия: качественный посадочный материал, интенсивные технологии и кадры. Несоблюдение любого из этих условий практически закрывает дорогу к успеху, — уверен Александр Чуенко, — у нас и семена, и технологии, и соответствующим образом подготовленные кадры были с самого начала, отсюда — и наши «канадские» урожаи. На полях «АгроПарка» с одного гектара удается снять до 53 тонн картофеля!
Экскурсия в лабораторию
В световом модуле в стерильных пробирках, на питательном растворе, не содержащем стимуляторов роста, начинается фотосинтез и рост картофеля. За 12 дней установка размером всего в несколько квадратных метров позволяет получить до 100 тысяч молодых растений (высотой 12–14 см), которые затем высаживаются в гидропонные установки «Картофельное дерево».
В 2000 году группа «АгроПарк» совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и администрацией Дмитровского района, при поддержке правительства Московской области начали подготовку проекта «Дмитровский агропромышленный парк», целью которого было создание предприятия полного цикла — «от семян до прилавка».
— Так сложилось, что в России сельскохозяйственные компании обычно узкоспециализированные. Одни производят семенной материал, другие выращивают культуру, третьи занимаются оптовой торговлей, снабжая сети и розничные магазины овощами, — продолжает Чуенко, — взаимодействие между такими компаниями порой недостаточно эффективно. Полный производственный цикл с точки зрения бизнеса намного интереснее, рентабельнее. Достичь поставленной цели нам помогла международная организация ЮНИДО, при помощи экспертов которой мы подготовили подробный бизнес-план, на средства, выделенные ЮНИДО (а это несколько сот тысяч долларов), были привлечены высококлассные международные эксперты и консультанты, участвовавшие ранее в создании подобных комплексов в Европе и Японии, было приобретено программное обеспечение для всех бизнес-процессов.
Полученные мини-клубни до следующего сезона отправляются в хранилище (+2 °C, влажность — 95 %).
При высадке мини-клубней в поле производится семенной картофель класса ПредЭлита, но на прилавок картофель из мини-клубней попадает лишь на седьмой год, после нескольких циклов выращивания семенного картофеля высоких репродукций.
Результаты сотрудничества с ЮНИДО превзошли даже самые оптимистичные ожидания. Как утверждает Александр Чуенко, рентабельность его бизнеса в зависимости от вида продукции составляет от 15 % (для картофеля, поступающего в дальнейшую переработку) до 30 % (для столового картофеля, закупаемого розничными сетями). Так что неудивительно, что сейчас, спустя десять лет после начала сотрудничества с ЮНИДО, сложно найти в регионе торговую сеть, в ассортименте которой отсутствует картофель брендов «Вегетория» и «Живые витамины» от компании «АгроПарк».
Впечатляет уровень автоматизации производства. Даже за погодой (а что может быть важнее для сельхозпроизводителя, чем солнце, дождь и тепло) следит собственная метеостанция, автоматически отправляющая данные в международную погодную систему в Голландии и в ответ получающая долгосрочные прогнозы, нередко более точные, чем предсказания российских метеослужб.
— Конечно, конкуренция на нашем рынке весьма высока, картофель в Москву везут отовсюду, но вот качественной продукции в продаже совсем немного, — констатирует Чуенко, — на том и держимся, и во многом благодаря именно полному циклу, разработанному совместно с ЮНИДО.
Картофель хороший и разный
Клубни должны быть гладкими и красивыми, без механических повреждений и парши (есть такой грибок), без дырочек, не поврежденными проволочником. Но главное — они должны быть вкусными, как тот самый картофель, что выращивается ныне в Дмитровском агропромышленном парке.
Увы, в России из 30 миллионов тонн ежегодно выращиваемого картофеля только 5–6 % получается по технологиям, подобным тем, что применяются в Дмитровском районе Московской области. Остальные 95 % произведены по устаревшим низкоэффективным экстенсивным методикам. Так что для ЮНИДО и Дмитровского агропромышленного парка есть еще «большое поле для совместной деятельности», ведь в коллекции предприятия сегодня насчитывается 31 сорт картофеля, а технологический потенциал производства составляет около 500 000 мини-клубней в год, что позволяет практически полностью обеспечить потребность России. И, что характерно, подобный замкнутый цикл отлично годится не только для картофеля, но и для всех сельхозкультур: от яблок до капусты…
Большинство экспертов отрасли сходятся во мнении: сегодня Дмитровский агропромышленный парк представляет собой весьма эффективную и стрессоустойчивую компанию. Благодаря неизменно высокому спросу на картофель экономический кризис 2008 года на предприятии никак не отразился. И даже аномальная жара 2010 года не расстроила планов Александра Чуенко: осенью под Дмитровом все равно планируют собрать несколько десятков тысяч тонн.
В распоряжении агропарка передовое технологическое оборудование ведущих мировых производителей, современный высокоэффективный комплекс сортировки и хранения, рассчитанный на 45 тысяч тонн картофеля.
Как и полагается рачительному хозяйствующему субъекту, компания постоянно инвестирует значительные денежные средства в обновление материально-технической базы и долгосрочное развитие.
— Относительно недавно мы ввели в эксплуатацию первоклассную вирусологическую лабораторию, самую технологически совершенную в России, — гордится Чуенко. — Картофелеводы прекрасно знают — вирусы, болезни и инфекции могут погубить большую часть урожая, но мы от этих напастей теперь надежно застрахованы.
Уборочная техника вышла на поля, чтобы до наступления холодов собрать богатый урожай первоклассного картофеля
Обучает специалистов, сертифицирует и оказывает методологическую поддержку Центральная научная лаборатория Великобритании, так что мы выполняем диагностику растений и клубневой анализ на все вирусы, опасные для картофеля (Х, Y, A, S, M, PLRV, PVY-necrotic, PVY-monoclonal), используя ELISA-тест и метод твердофазного иммуноферментного анализа.
Высокие темпы развития Дмитровского агропромышленного парка его руководство во многом связывает с ролью ЮНИДО при рождении этого проекта. По мнению А. Чуенко, именно контроль на всех стадиях цикла роста растения и позволяет получать исключительно качественный, конкурентоспособный продукт, сохранять и реализовывать его через сбытовую сеть в полном объеме, практически без потерь, поставляя в торговые сети под собственными брендами.
Материал подготовлен Дмитрием Тихомировым и Творческой мастерской Владислава Балашова
Авторы
Генеральный директор агентства технической информации «Творческая мастерская Владислава Балашова»
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.