Статьи по видам промышленности

50001.pro

Тэги

озоноразрушающие вещества   озоновый слой   киотский протокол   ХФУ   озоновые дыры   проекты ЮНИДО   профессиональное образование   энергоэффективность   конференции   энергосбережение   энергоменеджмент   законопроекты   экология   рыболовство   промышленное развитие   ГХФУ   монреальский протокол   передача технологий   промышленность   технологии   переработка мусора   ГЭФ   обращение с ПХБ   международное сотрудничество   сертификация   энергоаудит   социальная ответственность   тепловые насосы   аммиак   промышленная интеграция стран   ЕврАзЭс   инвестиции   парниковый эффект   возобновляемые источники энергии   зарубежный опыт   альтернативные источники энергии   цифровизация   природоподобные технологии   химический лизинг   устойчивое развитие   инновационные технологии   углерод   интервью   очистка воды   стойкие органические загрязнители   зеленые стандарты   обращение с отходами   качество жизни   биоэнергетика   зеленое строительство   биоразнообразие   R22   биотопливо   гидропоника   общественное обсуждение   глобальное потепление   сточные воды   ветроэнергетика   гидроэнергетика   водородная энергетика   саморегулируемые организации   нормативы и правила   природный газ   частное партнерство   гранты   землепользование   мировой океан   налоговые льготы   морские перевозки   уран   ядерная энергетика   автоматизация зданий   АЭС   благотворительность  

Энергоэффективность, энергоаудит и энергопаспорт

Почти год назад Президентом РФ был подписан закон № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Сегодня мы рассмотрим очень важный аспект этого закона: энергетическое обследование (энергоаудит) и энергопаспорт здания.

Генеральный директор саморегулируемой организации НП «ИСЗС-Проект»

Из текста закона следует, что энергетическое обследование, под которым подразумевается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов, может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя, а основными его целями являются «получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки». В статье 15 закона сказано, что обследование осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, когда оно должно быть проведено в обязательном порядке. Какие же это случаи?

Согласно статье 16 энергетическое обследование обязательно для:
  • органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  • организаций, в которых участвует государство или муниципальное образование;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • организаций, занимающихся производством и транспортировкой воды, тепловой энергии, электрической энергии, нефтепродуктов, добычей, переработкой и транспортировкой природного газа, нефти, угля;
  • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  • организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Для выявления объектов, подлежащих обязательному обследованию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля, вправе запрашивать и получать данные об объеме и о стоимости поставляемых энергетических ресурсов у организаций, осуществляющих их продажу, а у органов государственной власти и местного самоуправления — сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за своевременным проведением обязательного энергетического обследования.

Энергоэффективность, энергоаудит и энергопаспорт

В законе сказано, что перечисленные выше организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование, а значит, получить энергопаспорт до 31 декабря 2012 года, а последующие обследования проводить не реже одного раза в пять лет. Особо указывается, что энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Требования к энергопаспорту утверждены Приказом Минэнерго России

Требования к энергопаспорту утверждены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182. Согласно ст. 15 закона № 261 ФЗ энергетический паспорт должен содержать информацию:
  • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
  • о показателях энергетической эффективности;
  • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
  • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
  • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Проводить энергоаудит вправе только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Обратите внимание: допуск выдается именно СРО в области энергетического обследования, другие строительные и проектные СРО дать допуск на такую деятельность не смогут.

Статья 17 закона посвящена вопросам сбора и анализа данных. В ней, в частности, сказано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации. При этом каждая саморегулируемая организация один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами СРО по результатам обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган. Этот орган вправе также запрашивать и получать у саморегулируемых организаций информацию об энергетических обследованиях, проведенных в добровольном порядке, а также данные составленных по их результатам энергетических паспортов. Эти сведения используются для получения объективной информации о потреблении энергетических ресурсов, о потенциале энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно статье 11 закона, здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 этой статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета энергоресурсов. Застройщики обязаны обеспечить соблюдение этих требований путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации, а собственники объектов — путем организации надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. Проверку соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений предъявляемым требованиям проводит орган государственного строительного надзора. Причем сами требования должны пересматриваться не реже чем раз в пять лет.

В части 5 статьи 11 закона дан список объектов, на которые не распространяются требования энергетической эффективности. Это:
  • культовые здания, строения, сооружения;
  • здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
  • временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
  • объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
  • строения, сооружения вспомогательного использования;
  • отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
  • иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

Энергетическое обследование можно считать первым звеном в цепочке мер, направленных на повышение энергоэффективности. Конечно, 2012 год еще не так скоро, но откладывать энергоаудит не стоит — время пригодится для приведения здания в соответствие с требованиями, необходимыми для получения энергопаспорта.

В следующем номере мы рассмотрим текущие требования к энергетической эффективности и оснащенности зданий приборами учета энергоресурсов.

Автор

Галуша А.Н.

Галуша А.Н.

Генеральный директор саморегулируемой организации НП «ИСЗС-Проект»


Правила использования статей

© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.