озоноразрушающие вещества озоновый слой киотский протокол ХФУ озоновые дыры проекты ЮНИДО профессиональное образование энергоэффективность конференции энергосбережение энергоменеджмент законопроекты экология рыболовство промышленное развитие ГХФУ монреальский протокол передача технологий промышленность технологии переработка мусора ГЭФ обращение с ПХБ международное сотрудничество сертификация энергоаудит социальная ответственность тепловые насосы аммиак промышленная интеграция стран ЕврАзЭс инвестиции парниковый эффект возобновляемые источники энергии зарубежный опыт альтернативные источники энергии цифровизация природоподобные технологии химический лизинг устойчивое развитие инновационные технологии углерод интервью очистка воды стойкие органические загрязнители зеленые стандарты обращение с отходами качество жизни биоэнергетика зеленое строительство биоразнообразие R22 биотопливо гидропоника общественное обсуждение глобальное потепление сточные воды ветроэнергетика гидроэнергетика водородная энергетика саморегулируемые организации нормативы и правила природный газ частное партнерство гранты землепользование мировой океан налоговые льготы морские перевозки уран ядерная энергетика автоматизация зданий АЭС благотворительность
Эта фраза стала лейтмотивом нашей беседы с Александром Евгеньевичем Любешкиным, руководителем направления климатического и холодильного оборудования Государственного колледжа № 19, экспертом ЮНИДО в проекте по выводу озоноразрушающих веществ.
— Александр Евгеньевич, на прошедшей 5 мая конференции ЮНИДО Вы назвали обучение одной из важных составляющих Проекта по выводу ГХФУ. Почему?
— Проект ЮНИДО решает две основные задачи. Первая — это отказ от использования озоноразрушающих веществ и замена их на экологичные альтернативы. Вторая — внедрение в России энергоэффективных технологий и оборудования. Без подготовки квалифицированных специалистов решить ни одну из них невозможно.
— Почему обучение так важно для успешного вывода из обращения ГХФУ?
— Многие годы в климатической и холодильной отраслях самым популярным был озоноразрушающий хладагент R22. Работающая на нем техника массово завозилась и в аномальное жаркое лето 2010 года. По оценке экспертов, на конец 2010 года только парк кондиционеров и VRF-систем, работающих на R22, насчитывает более 6 миллионов единиц. Уверен, что, несмотря на уже имеющееся ограничение импорта фреона R22 в Россию, многие производители будут до последнего ввозить использующие его кондиционеры. Понятно, что все они в один момент не исчезнут, их замена будет идти постепенно и закончится лишь в 2030 году.
Это оборудование в любом случае требует установки и обслуживания, а теперь еще и утилизации. При любой из этих операций c R22 должны работать профессионалы, иначе прощание с ним превратится в глобальный выброс опасного газа в атмосферу. Это во первых.
Во вторых, на смену R22 приходят хладагенты со значительно более высоким давлением в системе. И если монтажник при работе с ними будет использовать опыт обращения с ГХФУ, то в лучшем случае погубит железо. Ну а в худшем — сами понимаете…
В третьих, полный отказ от R22 предполагает более широкое использование безопасных для экологии природных хладагентов. Например, аммиака, который все активнее используется в Европе в больших системах и работа с которым требует высокого профессионализма.
Надеюсь, теперь понятно, почему в климатической и холодильной отраслях важно иметь квалифицированные рабочие кадры?
— Кого еще кроме монтажников и сервисников надо будет учить?
— Не менее важная задача в рамках проекта связана с обучением проектировщиков, руководителей компаний, менеджеров по продажам и даже… работников таможни. Ведь сейчас бывает так, что под видом озонобезопасного хладагента завозят контрабандный R22 и даже R12, который был запрещен еще в 1995 году. Поэтому нужно не только оснастить посты таможни современным оборудованием, газоанализаторами, но и подготовить персонал, который мог бы обнаруживать запрещенный фреон.
Конечно, не менее важно обучать проектировщиков — ведь им проектировать технику на новых хладагентах, а здесь нужны знания их свойств и опыт использования. Руководители компаний должны не только быть в курсе всех изменений в законодательстве, но и осознавать меру своей ответственности за нанесение экологического ущерба. Менеджеров тоже надо учить, ведь именно они — конечное звено при работе с заказчиками. В погоне за прибылью заказчики часто не осознают, что, решив сэкономить здесь и сейчас, они получат оборудование с более дорогим жизненным циклом и серьезными проблемами с обслуживанием в будущем.
Новые хладагенты — это, если хотите, и новая идеология, а обучение всегда было ее важной составной частью.
— Хорошо, а как обучение связано со второй задачей Проекта ЮНИДО — передачей российским предприятиям современных энергоэффективных технологий?
— Связано напрямую. Предположим, предприятие при помощи ЮНИДО начинает выпускать новое холодильное оборудование. Мало закупить станки и технологии, нужно и персонал научить работать с ними. Если не проконтролировать качество обучения, колоссальные средства могут быть потрачены впустую.
— А как подобные вопросы решают за рубежом?
— В Европе, где вопрос с ГХФУ уже решили несколько лет назад, техники-холодильщики, служащие таможни, должностные лица, занятые в сфере ГХФУ, проходят обязательное обучение и сертификацию. Там работают организации по природным хладагентам — такие, как EURAMMON, например, печатаются учебные брошюры, организуются конференции. А у нас до последнего времени даже некоторые федеральные СМИ говорили, что вся история с озоновым слоем — заговор империалистов, мечтающих подорвать российскую промышленность.
Попробуйте в Европе без соответствующего документа установить серьезную климатическую систему. Будут проблемы не только у компании, но и у заказчика. У нас же рабочие профессии в климатическом и холодильном бизнесе даже не легализованы до конца.
— Что Вы имеете в виду? Разве саморегулируемые организации в строительстве не сделали обучение обязательным для своих членов?
— Сделать-то они сделали, но только не по рабочим специальностям. Компании, чтобы получить допуск от СРО, нужны либо три инженерно-технических работника, либо пять специалистов со средне-техническим образованием. А рабочие специальности оказались забыты.
Забыто, что деятельность монтажников и сервисников напрямую связана с безопасностью зданий и людей, а в нашем случае — и с выполнением Россией международных обязательств. Получается, что ставить кондиционер к вам приходит человек, чья квалификация ничем не подтверждена. Кто он, халтурщик или профи? 70 % работников этой сферы не имеют документов о получении специальности, да эти документы никто и не спрашивает. В итоге страдают все — и потребители, получающие некачественную работу, и производители, которым приходится отвечать за то, что наделали люди в конце дистрибьюторской цепочки.
А ведь есть совершенно конкретные рабочие специальности для климатического и холодильного бизнеса, просто надо сделать их получение обязательным. Не решив этот системный вопрос, будет сложно поднять престиж и начального и среднего профессионального образования. Зачем учиться, если можно и так?
— Вы имеете в виду выступление Дмитрия Анатольевича Медведева на заседании Госсовета 31 августа?
— Именно. Дмитрий Анатольевич говорил очень правильные вещи и о подъеме престижа рабочих специальностей, и о воссоздании рабочих цепочек «лицей — колледж — вуз», и об острой нехватке квалифицированных специалистов, выпускников начального, среднего профессионального образования.
Но только зачем человеку учиться, если он может просто прийти в климатическую компанию, где его нарекут монтажником и завтра же бросят на объект? Руководители климатических компаний, кстати, давно уже говорили: нужны специалисты, дайте специалистов. Появился учебный центр АПИК, но он не учит детей, он помогает только взрослым, потому что ассоциация — негосударственное учреждение.
Именно поэтому в свое время Ассоциация предприятий индустрии климата, где я работал, делегировала меня в Государственный колледж № 19. Надо было возрождать рабочие специальности для климатического и холодильного бизнеса. Этого не делали 15 лет!
— Тяжело было?
— Тяжело работать, когда ты один. А когда тебя поддерживают — уже легче.
У руководства колледжа я встретил полное понимание. Отдельное спасибо его директору, Игорю Сальянсовичу Ходасу. Были выделены учебные классы, сделан ремонт, оказано содействие в решении самых разных бытовых вопросов. Я ведь не работал в системе образования, многого просто не знал, пришлось учиться на ходу. В итоге нам удалось объединить колоссальный педагогический опыт работников колледжа с опытом профессионалов практиков, которые много лет работали в нашем бизнесе.
Огромное спасибо ЮНИДО: эта организация передала нам методические материалы по кондиционерам, холодильному оборудованию, бытовым холодильникам и другой технике — мы их перевели и адаптировали к нашим реалиям. И это только начальный этап поддержки ЮНИДО.
Максимальное содействие было оказано нам и со стороны АПИК. Понимая, что учиться на примерах систем кондиционирования советских подводных лодок сейчас уже нельзя, исполнительный директор АПИК сказал мне: вот тебе наша материальная база, вот наша библиотека — используй все, что сочтешь необходимым. А ассоциация — это 100 ведущих игроков рынка по всей России.
Ну и очень помогли крупные производители климатического оборудования — прежде всего Samsung, а также Clivet, Remak, Центр автоматизации зданий. Только железа у нас на миллионы рублей.
Многие помогли, а готовых помочь еще больше. Я вообще считаю, что серьезные отраслевые проблемы можно и нужно решать сообща.
— И каких результатов удалось достичь?
— А вы приезжайте к нам в гости, посмотрите! У нас самая современная в России материально-техническая база по климатическому оборудованию. Колледж и до этого был отлично оснащен, но учебных стендов по кондиционированию не было, не было оборудования и методик обучения по профессии. Кроме того, мы можем любого ученика отвезти на базу АПИК, к партнерам-производителям.
Мы в работе используем технологию дистанционного обучения: программы тестирования, проведения экзаменов. Внедряем их активно, но при этом осторожно — не все можно изучить удаленно. Мы создали свою электронную библиотеку — и материалы, написанные нашими специалистами, поместили в открытый доступ.
Сейчас договариваемся с профильными вузами, чтобы вновь выстроить разорванную цепочку «лицей — колледж — вуз». Тут, слава богу, у меня много помощников, все-таки в климатическом бизнесе я уже больше 15 лет.
Но главное — в колледж пошли дети. Нам поверили.
— А с их трудоустройством проблем не будет?
— У меня встречный вопрос: вы помните, что было этим летом? Вы думаете, это лето станет последним жарким или как сейчас шутят, — первым холодным?
Ну а если без грустных шуток, то у хороших климатических компаний не бывает окончания сезона. Один сезон закончился — начался другой, отопительный. Промышленные системы вообще устанавливаются круглый год. Если выпускники пойдут в службы эксплуатации (ведь крупные объекты должны иметь своих специалистов) им нагрузка на каждый день тоже обеспечена.
Потом не забывайте: мы фактически выполняем заказ на специалистов для крупнейших игроков нашего рынка. А это 100 компаний — членов АПИК, около 700 компаний, состоящих в отраслевых саморегулируемых организациях, около 20 крупнейших производителей.
Что касается востребованности именно выпускников колледжа, то вот, что мне говорил руководитель сервисной службы крупного холдинга. «Мне вузовцы не сильно нужны — они хотят много денег, а делать ничего не могут, знают только теорию». Не зря же в советское время была целая система непрерывного профессионального образования — чтобы человек, как Суворов, начинал с самого начала. Не поняв и не усвоив азы, сложно стать профессиональным специалистом или хорошим руководителем!
— О будущем думаете? Новые планы, проекты?
— Хочу начать готовить специалистов для «зеленого» строительства. Это очень интересная тема.
Но сначала надо сделать так, чтобы дети, которые уже доверили нам свое будущее, не пожалели об этом. Немного пафосно звучит, но это действительно так. Поэтому закончу интервью и поеду в колледж, смотреть, что там и как.
— Александр Евгеньевич, огромное спасибо за интервью.
— И вам спасибо. И приглашаю в гости!
Редакция «ЮНИДО в России»
Автор
Эксперт Юнидо, Директор по обучению НП «Зеленые стандарты», руководитель климатического направления ГОУ СПО «Политехнический колледж № 19»
© 2010 - 2024, Вестник «ЮНИДО в России». Все права защищены.